Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".
"Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы"
Цели урока:Образовательные: систематизация знаний о строении атомов, формирование понятий «изотопы», «химический элемент», организация самостоятельной работы учащихся по определению частиц, определяющих существование того или иного вида атомов. Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям (учащиеся должны продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера). Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности, умения работать в проблемной ситуации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".»
"Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы"
Цели урока:Образовательные: систематизация знаний о строении атомов, формирование понятий «изотопы», «химический элемент», организация самостоятельной работы учащихся по определению частиц, определяющих существование того или иного вида атомов. Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям (учащиеся должны продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера). Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности, умения работать в проблемной ситуации ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Задания для фронтального опроса.
Обоснуйте каждое утверждение:
1) Атом имеет сложное строение. 2) Атом электронейтрален. 3) Масса атома сосредоточена в ядре. 4) Ядро атома имеет положительный заряд.
Пример карточки для работы в парах:
1) Атом состоит из двух основных частей: ______ и ______. Ядро состоит из ______ и ______. 2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________. 3) Число электронов в атоме равно числу ________. 4) Атом элемента с порядковым № 20 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.
Пример карточки для индивидуальной работы у доски:
1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в атомах азота, … (3 человека). 2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (1 человек).
Итак, мы выяснили, что атом – мельчайшая частица вещества – оказался сложным и уникальным образованием природы, состоящим из трех видов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.
III. Формирование практических навыков
Нам уже известно, что свободные атомы – это одна из форм существования химического элемента.
Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых.
В настоящее время известно 114 химических элементов, получены первые атомы элемента с номером 116. Можно ли из одних атомов получать другие? Всегда ли в клетках Периодической системы химических элементов находятся атомы с одинаковой массой? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение этого урока.
1) Изменение числа нейтронов в атоме водорода (мысленный эксперимент с опорой на модели)
Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра мысленно добавить по 1 нейтрону? Для того чтобы разобраться в строении атомов различных видов решим следующую задачу: что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра добавить по 1 нейтрону? Для примера возьмем атом с самым простым строением – атом водорода. Найдите среди моделей ядро этого атома. Сколько протонов он содержит? (Один). Эта разновидность атома носит название протий (из-за простоты строения). Мысленно добавьте в этот атом 1 нейтрон. Изменилась ли масса атома? (да, она равна массе протона и нейтрона, массу электрона из-за ее очень малой величины не учитываем). Сравните модели ядра протия и полученного атома. Такой атом водорода называют дейтерием. Мысленно добавьте теперь уже в ядро дейтерия один нейтрон. (Далее рассуждения аналогичны выше изложенным). Полученный атом называют тритием. Итак, мы имеем три модели, три разновидности атомов водорода с различными массами. Их обозначения (запись на доске): .Внизу слева указывается число протонов, вверху – число протонов и нейтронов. Как же называют разновидности атомов одного и того же вида (в нашем случае – атомов водорода), имеющие один и тот же заряд ядра атома, но разные массы? Посмотрите в периодической системе химических элементов. В ней всем разновидностям атома водорода отведено одно и то же место. Поэтому, они получили название изотопы («изос» – равный, одинаковый, «топос» – место), т. е. занимающие одно и то же место.
2) Оформление результатов мысленного эксперимента № 1 в тетрадях и на доске
(Совместная запись схемы; совместная формулировка понятия «изотопы»).
Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:
Изотопы – это …
3) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)
Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если из их ядра мысленно удалить протон? А что же произойдет с атомами, если продолжить наши рассуждения и изменить число протонов? Из ядра атома водорода (дейтерия), содержащего один протон и один нейтрон, мысленно удалите протон. Будет ли существовать этот атом? Почему? (Нет, так как исчезнет положительный заряд ядра, и отрицательно заряженный электрон в атоме удерживаться не будет; атом распадется на нейтрон и электрон).
4) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)
Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра мысленно добавить по 1 протону? Теперь в ядро дейтерия добавьте один протон. Сравните атом дейтерия и полученную частицу. Какой заряд она имеет? Почему? (Положительный, так как в атоме на один электрон приходится два протона). Итак, при изменении заряда ядра атома получился совсем другой вид атомов – гелий (He).
5) Оформление результатов мысленного эксперимента № 2 в тетрадях и на доске
Совместная запись схемы на доске и в тетрадях; совместная формулировка современного понятия «химический элемент».
Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:
Подведем итог. Число протонов или число нейтронов определяет существование того или иного вида атомов? (Число протонов). Сформулируем современную формулировку понятия «химический элемент». Запишите в тетрадях:
Химический элемент – это …
6) Сравнение ранее изученной и современной формулировки «химического элемента»
Чем отличается современная формулировка от ранее изученой?
IV. Подведение итогов
(Рефлексия, совместная оценка деятельности на уроке).
V. Инструктаж домашнего задания
Изучите § учебника, выполните упр. Дополнительно ответьте на вопросы:
1. Сколько может быть различных вод (по составу)? Учтите, что изотопов кислорода три – , а водорода в воде два – (дейтерий). При выполнении задания можете использовать книгу И. В. Петрянова – Соколова «Самое обыкновенное вещество в мире». 2. У стабильных химических элементов, так же как и у радиоактивных, есть изотопы. В мире стабильных изотопов пока немало загадок. Какие это загадки? Ответ вы можете найти в «Энциклопедическом словаре юного химика».
№ 1.
1) Атом состоит из двух основных частей: ______ и ______. Ядро состоит из ______ и ______. 2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________. 3) Число электронов в атоме равно числу ________. 4) Атом элемента с порядковым № 20 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.
№ 2.
1) Атом состоит из двух основных частей: ______ и ______. Ядро состоит из ______ и ______. 2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________. 3) Число электронов в атоме равно числу ________. 4) Атом элемента с порядковым № 10 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.
№ 3.
1) Атом состоит из двух основных частей: ______ и ______. Ядро состоит из ______ и ______. 2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________. 3) Число электронов в атоме равно числу ________. 4) Атом элемента с порядковым № 30 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.
№4.
1) Атом состоит из двух основных частей: ______ и ______. Ядро состоит из ______ и ______. 2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________. 3) Число электронов в атоме равно числу ________. 4) Атом элемента с порядковым № 40 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.
1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в атомах азота, хлора, марганца
1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в атомах азота, алюминия, серы.
1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в атомах азота, фтора, магния
2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (
2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (
2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (