kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы"

Цели урока: Образовательные: систематизация знаний о строении атомов, формирование понятий «изотопы», «химический элемент», организация самостоятельной работы учащихся по определению частиц, определяющих существование того или иного вида атомов.  Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям (учащиеся должны продолжить работу по накоплению фактического материала  для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера).  Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности, умения работать в проблемной ситуации 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".»

"Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы"

Цели урока: Образовательные: систематизация знаний о строении атомов, формирование понятий «изотопы», «химический элемент», организация самостоятельной работы учащихся по определению частиц, определяющих существование того или иного вида атомов. Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям (учащиеся должны продолжить работу по накоплению фактического материала  для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера). Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности, умения работать в проблемной ситуации ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Задания для фронтального опроса.

Обоснуйте каждое утверждение:

1) Атом имеет сложное строение.
2) Атом электронейтрален.
3) Масса атома сосредоточена в ядре.
4) Ядро атома имеет положительный заряд.

 Пример карточки для работы в парах:

1) Атом состоит из двух основных частей: ______  и ______. Ядро состоит из ______ и ______.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 20 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.

 Пример карточки для индивидуальной работы у доски:

1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в  атомах азота, … (3 человека).
2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (1 человек).

Итак, мы выяснили, что атом – мельчайшая частица вещества – оказался сложным и уникальным образованием природы, состоящим из трех видов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.

III. Формирование практических навыков

Нам уже известно, что свободные атомы – это одна из форм существования  химического элемента.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых. 

В настоящее время известно 114 химических элементов, получены первые атомы элемента с номером 116. Можно ли из одних атомов получать другие? Всегда ли в клетках Периодической  системы химических элементов находятся атомы с одинаковой массой? На эти вопросы  мы будем искать ответы в течение этого урока.

1) Изменение числа нейтронов в атоме водорода (мысленный эксперимент с опорой на модели)

Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра мысленно добавить по 1 нейтрону?
Для того чтобы разобраться в строении атомов различных видов решим следующую задачу: что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра добавить по 1 нейтрону? Для примера возьмем атом с самым простым строением – атом водорода. Найдите среди моделей ядро этого атома. Сколько протонов он содержит? (Один). Эта  разновидность атома носит название протий (из-за простоты строения).
Мысленно добавьте в этот атом 1 нейтрон. Изменилась ли масса атома? (да, она равна массе протона  и нейтрона, массу электрона из-за ее очень малой величины не учитываем). Сравните модели ядра протия и полученного атома. Такой атом водорода называют дейтерием.
Мысленно добавьте теперь уже в ядро дейтерия один нейтрон. (Далее рассуждения аналогичны выше изложенным). Полученный атом называют тритием.
Итак, мы имеем три модели, три разновидности атомов водорода с различными массами. Их обозначения (запись на доске): . Внизу слева указывается число протонов, вверху – число протонов и нейтронов.
Как же называют разновидности атомов одного и того же вида (в нашем случае – атомов водорода), имеющие один и тот же заряд ядра атома, но разные массы? Посмотрите в периодической системе химических элементов. В ней всем разновидностям атома водорода отведено одно и то же место. Поэтому, они получили название изотопы («изос» – равный, одинаковый, «топос» – место), т. е. занимающие одно и то же место.

2) Оформление результатов мысленного эксперимента № 1 в тетрадях и на доске

(Совместная запись схемы; совместная формулировка понятия «изотопы»).

Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:

Изотопы – это …

3) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)

Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если из их ядра мысленно удалить протон?
А что же произойдет с атомами, если продолжить наши рассуждения и изменить число протонов? Из ядра атома водорода (дейтерия), содержащего один протон и один нейтрон, мысленно удалите протон. Будет ли существовать этот атом? Почему? (Нет, так как исчезнет положительный заряд ядра, и отрицательно заряженный электрон в атоме удерживаться не будет; атом распадется на нейтрон и электрон).

4) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)

Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра мысленно добавить по 1 протону?
Теперь в ядро дейтерия добавьте один протон. Сравните атом дейтерия и полученную частицу. Какой заряд она имеет? Почему? (Положительный, так как в атоме на один электрон приходится два протона). Итак, при изменении заряда ядра атома получился совсем другой вид атомов – гелий (He).

5) Оформление результатов мысленного эксперимента № 2 в тетрадях и на доске

Совместная запись схемы на доске и в тетрадях; совместная формулировка современного понятия «химический элемент».

Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:

Подведем итог. Число протонов или число нейтронов определяет существование того или иного вида атомов? (Число протонов). Сформулируем современную формулировку понятия «химический элемент». Запишите в тетрадях:

Химический элемент – это …

6) Сравнение ранее изученной и современной формулировки «химического элемента»

Чем отличается современная формулировка от ранее изученой?

IV. Подведение итогов

(Рефлексия, совместная оценка деятельности на уроке). 

V. Инструктаж домашнего задания

Изучите § учебника, выполните упр.  Дополнительно ответьте на вопросы:

1. Сколько может быть различных вод (по составу)? Учтите, что изотопов  кислорода три  – , а водорода в воде два – (дейтерий). При выполнении задания можете использовать книгу И. В. Петрянова –  Соколова  «Самое обыкновенное вещество в мире».
2. У стабильных химических элементов, так же как и у радиоактивных, есть изотопы. В мире стабильных изотопов пока немало загадок. Какие это загадки? Ответ вы можете найти в «Энциклопедическом словаре юного химика».



№ 1.

1) Атом состоит из двух основных частей: ______  и ______. Ядро состоит из ______ и ______.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 20 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.


№ 2.

1) Атом состоит из двух основных частей: ______  и ______. Ядро состоит из ______ и ______.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 10 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.


№ 3.

1) Атом состоит из двух основных частей: ______  и ______. Ядро состоит из ______ и ______.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 30 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.


№4.

1) Атом состоит из двух основных частей: ______  и ______. Ядро состоит из ______ и ______.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 40 имеет ________ электронов, _____ протонов, ____ нейтронов.





1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в  атомах азота, хлора, марганца


1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в  атомах азота, алюминия, серы.


1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в  атомах азота, фтора, магния



2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (



2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (



2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: "Изотопы".

Автор: Мищенко Елена Николаевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. "
    ["seo_title"] => string(73) "vodorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo-izotopy-vodoroda"
    ["file_id"] => string(6) "231733"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442601432"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Проект: "Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла""
    ["seo_title"] => string(102) "proiektprimienieniieintieghrirovannoghopodkhodavpriepodavaniipriedmietoviestiestviennonauchnoghotsikla"
    ["file_id"] => string(6) "267280"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450348184"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация "Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла""
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiiaprimienieniieintieghrirovannoghopodkhodavpriepodavaniipriedmietoviestiestviennonauchnoghotsikla"
    ["file_id"] => string(6) "267282"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450348465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства