В данном конспекте продемонстрирован проблемный метод изучения нового материала по химии в 9 классе при изучении серы как химического элемента и простого вещества.
Цель урока:
Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы.
Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.
Закрепить УУД учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии: "Сера". 9 класс. »
ТЕМА УРОКА: «СЕРА»
Ход урока:
Организационный этап.
Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос: (слайд № 1)
Элементы какой подгруппы мы начали изучать на прошлом уроке?
Каково общее название подгруппы кислорода?
Перечислите элементы данной подгруппы.
Что такое аллотропия?
Какие аллотропные модификации кислорода вы знаете?
Чем они отличаются?
III. Подготовка к усвоению нового материала (мотивация):
Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Эпиграфом к уроку является высказывание швейцарского психолога и философа Жана Вильяма Пиаже: «Понять что-либо значит открыть вновь». Поэтому я не сомневаюсь в том, что сегодня вас ждут открытия. (слайд № 2)
Урок посвящен одному из самых интересных элементов. Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Этот элемент - начало начал древнейших философов и алхимиков; он окутан мистикой и тайнами. Люди наделяли его таинственными, сверхъестественными свойствами. (слайд № 3)
В алхимии символ этого элемента - крест и треугольник, обращенный острием вверх. Существует много других знаков для этого элемента, которые известны в алхимии как символы огня, языки которого направлены к небу. (слайд № 4)
Первые сведения о данном веществе дали всему миру Восточные страны с тысячелетней историей. Вы видите карту Древнего мира (слайд 5). На ней государства, о которых далее пойдет речь.
1Древний Китай.Страницы китайских рукописных книг впервые возвестили миру о приготовлении пороха. В его состав входило это простое вещество.
2Древний Египет.Сохранившиеся немые свидетели древнеегипетской цивилизации пирамиды повествуют об использовании этого вещества для изготовления красок и косметики еще во II тысячелетии до н.э.
3 Древняя Индия.Индийский язык дал имя этому элементу. Название этого вещества по – санскритски означает “желтый”.
4 Древний Рим.Считается родиной богатых месторождений этого вещества.
Вы догадались, о каком химическом элементе и простом веществе идет речь? (о сере)
Как можно сформулировать тему нашего урока? (Тема урока: «Сера») (слайд 6).
Целью урока является изучение серы как химического элемента и как простого вещества. (слайд 7).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: (слайд 7).
Усвоение новых знаний.
Блок 1. СЕРА КАК ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Характеристика элемента серы на основании положения в ПСХЭ (по плану).
Фронтальная работают с ПСХЭ. (слайд № 8)
Нахождение серы в природе. (Слайд № 9)
На Земле сера обычно встречается в горных местах, в районах потухших и действующих вулканов. В России крупные месторождения серы выявлены в Самарской области, на Камчатке, Курильских островах и на Урале.
(Учитель по карте показывает месторождения серы в России)
С целью ознакомления с природными соединениями серы, заполните таблицу, пользуясь текстом учебника (§ 22, стр. 101, 1-й микротекст) (слайд 10)
Название
Состав (химическая формула)
1. Самородная сера.
S
2. Сульфидная сера:
Пирит (железный, серный колчедан)
Цинковая обманка
Медный блеск
FeS2
ZnS
CuS
3. Сульфатная сера:
Гипс
Глауберова соль (мирабилит)
Горькая (английская соль)
CaSO4· 2H2O
Na2SO4 · 10H2O
MgSO4 · 7H2O
Вывод: Сера широко встречается в природе как в виде простого вещества (самородная сера), так и в виде соединений (сульфиды и сульфаты). (слайд 11)
Блок 2. СЕРА КАК ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО
Физические свойства серы.
Ребята, вы ознакомились с минералами, содержащими серу, а теперь приступим к исследованию физических свойств серы.
Будете работать в парах. Перед вами образцы серы: определите цвет, запах и агрегатное состояние вещества. (Сера – вещество желтого цвета, без запаха, находится в твердом агрегатном состоянии)
Для определения растворимости серы в воде возьмите стакан с водой и с помощью ложечки положите порошок серы и перемешайте. Что вы наблюдаете? (Порошок серы не растворяется в воде).
Проблемная ситуация. (слайд 12) А теперь посмотрите табличные данные, из которых следует, что плотность серы больше плотности воды, однако мы видим, что порошковая сера в воде не тонет. Почему так происходит?
Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держатся на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Такое явление называется флотацией. Флотация – это французское слово, которое в переводе означает «флот» - плавать, «ация» - на поверхности, т.е. плавать на поверхности воды.
Данное важное физическое свойство применяется человеком при получении серы.
Аллотропные видоизменения серы.
Переходим к следующему этапу исследования. Удивительно необычные свойства проявляет сера при плавлении. Внимание на экран. (Демонтрация анимации «Образование моноклинной серы») (слайд 13)
Из данного опыта следует, что сера как простое вещество может существовать в виде двух аллотропных модификаций. Назовите эти модификации (ромбическая сера и моноклинная сера).
Ромбическая сера: S8, твердое вещество, цвет лимонно – желтый, без вкуса и запаха, t пл.= 112,80С, в воде не растворяется, не смачивается, растворяется в сероуглероде, молекулярная кристаллическая решетка, форма кристалла– октаэдр. Ромбическая аллотропная модификация самая устойчивая.(Слайд № 14).
Моноклинная сера: S8, t пл.= 1190С, молекулярная кристаллическая решетка, форма кристаллов – игольчатая, устойчивая при t 960С, при обычных условиях превращается в ромбическую. (Слайд № 15).
Продолжаем исследование. Внимание на экран. Демонстрация видеоопыта «Особенности плавления серы» (Слайд № 16).
Из данного видеоопыта следует, что сера как простое вещество может существовать в виде еще одной аллотропной модификации. Назовите ее. ( пластическая сера).
Пластическая сера: Мягкая, похожая на резину коричневая аморфная масса, растягивающаяся в нити. При нагревании выше 160 0С сера плавится, начинается разрушение колец с образованием открытых цепей. Это приводит к увеличению вязкости, разрушению кристаллической решетки и переходу cеры в пластическую модификацию. Пластическая сера образована из нерегулярно расположенных зигзагообразных цепочек Sn, где n достигает нескольких тысяч. Она неустойчивая; при хранении превращается в ромбическую (Слайд №17).
При нормальных условиях все модификации серы превращаются в ромбическую серу. (Слайд № 18).
Химические свойства серы.
А сейчас мы перейдем к самой интересной части нашего урока - исследованию химических свойств серы как простого вещества.
Но для этого давайте построим шкалу ЭО для серы. (Работа по составлению шкалы ЭО для серы). (слайд 19)
Фронтальная беседа по вопросам:
Назовите значение максимальной и минимальной СО (+6 и -2)
Какие промежуточные СО может проявить сера? (0, +2, +4)
Чему равна СО серы в простом веществе? (0)
Какие свойства будет проявлять сера с точки зрения ОВР? (сера проявляет окислительно – восстановительную двойственность).
Принимая электроны, серы переходит в минимальную СО, при этом проявляет окислительные свойства. Повышая СО, сера проявляет восстановительные свойства.
Проблемный вопрос: «С какими веществами сера проявляет окислительные свойства, а с какими восстановительные?» (см. ряд электроотрицательности). (Слайд № 20). (Выдвижение предположений учащихся)
Таким образом, вы высказали предположения по поводу химических свойств серы. (Слайд № 21)
А теперь давайте проверим справедливость ваших предположений.
Запись в тетради:
I. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА (с.о. – 2)
1) Взаимодействие серы с металлами
А) Просмотр видеоопыта «Взаимодействие натрия с серой» (Слайд № 22)
Запишите уравнение данной реакции, составьте электронный баланс. (1 ученик работает на доске; остальные – в тетради).
2Na + S = Na2S
Учитель: Ребята, при обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром.
Б) Просмотр видеоопыта «Взаимодействие цинка с серой» (Слайд №23)
При нагревании сера реагирует и с другими металлами (Zn, Al, Fe). (составление уравнения реакции):
Zn + S = ZnS (нагревание)
Вывод: При взаимодействии с металлами сера проявляет окислительные свойства. Реакции протекают при н.у. или при нагревании и приводят к образованию сульфидов. Исключение – благородные металлы: золото, платина, которые с серой не реагируют.
2) Взаимодействие серы с более слабыми неметаллами (ЭО которых меньше, чем у серы), например, с водородом:
H2 +S =H2S (сероводород)(нагревание)
Вывод: При пропускании водорода через расплав серы появляется характерный запах тухлых яиц, т.к. образуется газообразный сероводород. В этой реакции сера также проявляет окислительные свойства.
II. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА (с.о.+2, +4, +6)
1) Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами, ЭО которых больше, чем у серы.
А) Взаимодействие с кислородом. Видеоопыт. (Слайд № 24).
Cера горит синеватым пламенем, образуя оксид серы (IV), сернистый газ
S + O2 = SO2
Вывод:При нагревании сера вступает в реакцию с кислородом с образованием оксида серы (IV) SO2 (сернистого газа). В этой реакции сера выступает в роли восстановителя.
Б) Взаимодействие с галогенами (Слайд № 25).
Вывод:С галогенами (кроме йода) сера проявляет восстановительные свойства, образуя соединения разного состава: SF6, SF4, SF2, SCl4.
Определите СО серы в данных соединениях. Составьте уравнения реакции. ДЗ
2) Взаимодействие со сложными веществами, например, с кислотами-окислителями (Слайд № 26).
S+2H2SO4→3SO2+2H2O ДЗ
S+6HNO3 = H2SO4 + 6NO2 +2H2O
Вывод: При нагревании сера взаимодействует с сильными окислителями – кислотами, например, с концентрированной серной кислотой. В этой реакции сера является восстановителем.
3S + 6NaOH = Na2SO3 + 2 Na2S + 3H2O (Слайд № 26).
Вывод: таким образом, выдвинутые вами предположения по поводу химических свойств серы оказались верными. (Слайд № 27).
V. Контроль и самопроверка знаний.
Задание : Выполнение теста – фронтальная работа (Слайд № 28-37).
VI. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд № 38).
Итог урока. Вернёмся к теме нашего урока: «Сера – простое вещество».
Вопрос: Является ли сера действительно простым веществом?
С химической точки зрения сера – простое вещество, т.к. образовано атомами одного вида, но, сколько тайн она открыла нам сегодня и сколько загадок ещё предстоит разгадать на следующих уроках, изучая соединения серы.
VII. Домашнее задание: § 22 , задания в тетради(Слайд № 39).
Индивидуальные задания: Подготовить сообщение с презентацией по темам: «Области применения серы» и «Биологическая роль серы».
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}