-формирование образовательной, коммуникативной (конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению) общекультурной компетентности;
-формирование умений проводить химические эксперименты с соблюдением правил т/б, наблюдать за реакциями, умение работать в команде, выполнять творческие проекты;
-развитие логического мышления путём сравнения, анализа, обобщения и систематизации.
Тип урока: обобщение и коррекция знаний обучающихся
Методы:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
Наглядный.
Практический (выполнение эксперимента).
Проблема.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность.
ИКТ.
Деятельностно-ценностная задача.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», мультимедиа: презентация к уроку, видеоролик, презентация авторского проекта; таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
лабораторное оборудование –пробирки ,спиртовки, спички, газоотводная трубочка, химический стакан, ложечка, штатив для пробирок;
Проверка знаний фактического материала фронтальный опрос (8 мин):
химическая реакция;
признаки химических реакций;
условия протекания химических реакций.
Изучение нового материала - лабораторная работа (15 мин)
классификация химических реакций (химический эксперимент - 10 мин.)
ТБ при работе с кислотой и со спиртовкой.
Составление сводной таблицы (3 мин)
Решение деятельностно-ценностной задачи (2 мин)
Закрепление – выполнение теста по 4 вариантам с дальнейшей проверкой (7 мин)
Итог урока – презентация авторского проекта (4 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
Рефлексия.(5 мин)
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся, сообщение темы, цели урока.
Природа, по-видимому, любит превращения.
И. Ньютон
Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
Ответ: Химия- наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.
Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответ:Сегодня мы рассмотрим классификацию химических реакций.
Учитель: Правильно, итак, запишите тему урока: «Классификация химических реакций». (Слайд 1)
Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы? (Слайд 2)
III. Проверка знаний учащимися фактического материала.
Вопросы:
1 Что называется явлением?
( Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего- либо).
4.К каким явлениям относятся данные превращения? (Слайд 4)
(Физическим)
5. В чём разница между физическими и химическими явлениями?
(В результате химических реакций происходит образование новых веществ)
6. Будут ли данные реакции химическими? (Слайд 5)
(Нет, т. к. происходит изменение ядер атомов)
7. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?
(Молекулы, атомы не делятся, происходит только их перегруппировка)
8. Что же такое химическое явление?
( Химическая реакция - процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом или строением) (Слайд 6)
9. Назовите химические процессы: (Слайд 7)
(1,2,3,4)
10. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций? (Слайд 8)
( Изменение, цвета, выделение тепла и света, изменение запаха, выделение газа, образование или растворение осадка)
11. В чем сущность протекания химического процесса? (Слайд 9)
(Разрыв химических связей в реагентах.(E затрачивается)
Возникновение новых связей в продуктах реакции.(E выделяется)
Получение готового продукта, возможность выделить его из общей массы веществ и дальнейшее использование. При этом общее число атомов каждого элемента остаётся постоянным, следовательно, и масса веществ в результате Х. Р. не изменяется)
12. Кем и когда была установлена эта закономерность? (слайд 10)
(В 1748 году сформулирован закон сохранения массы веществ)
13. Какой ещё закон лежит в основе химических реакций?
(Закон сохранения энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую)
14. Что является условной записью химического процесса? (Слайд 11)
(Уравнение химической реакции)
15. Найдите правильную запись химического процесса. (Слайд 11)
(3, т. к. соблюдается закон сохранения массы вещества)
IV Изучение нового материала.
Учитель: При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации Х.Р.?
I Признаки классификации химических реакций (Слайд 12)
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
По тепловому эффекту.
По признаку обратимости.
По признаку изменения степеней окисления.
По агрегатному состоянию веществ.
По наличию катализатора.
II Классификация Х. Р.
Учитель:Какие типы реакций можно выделить в каждой группе вы мне скажите сами, выполнив лабораторный опыт по инструкционным картам (Слайд13).(Работа по схеме №3 в учебнике стр. 115)
Выполнение лабораторной работы.См. приложение №1
(Класс разбит на четыре группы по пять человек, группы получают экспериментальное задание, все результаты заносят в таблицу, один человек от каждой группы записывает УХР на доске, полную характеристику по классификационным признакам.)
Обсуждение результатов лабораторной работы и заполнение сводной таблицы, на основе чего учащиеся делают выводы, что выделяют следующие типы реакций:
1. По числу и составу реагентов. (Слайд 14)
- Реакции, идущие без изменения состава веществ:
(Выступление ученика-выполнение деятельностно-ценностной задачи «Оловянная чума») См. Приложение №2 (ролик)
- Реакции, идущие с изменением состава вещества.(Слайд 15)
2. По изменению степеней окисления химических элементов (Слайд 16)
- Окислительно – восстановительные(С. О. у элементов меняется)
Окисление
Восстановление
- Неокислительно- восстановительные (С. О. – const)
3. По направлению: (Слайд 17)
-Обратимые реакции - протекают одновременно в двух противоположных направлениях
- Необратимые реакции - протекают только в одном направлении
Признаки необратимости:
образование осадка,
образование слабого электролита (Н2О …),
выделение газа,
выделение большого количества теплоты
4. По наличию катализатора: (Слайд 18)
-Каталитические
Катализатор и ингибитор
-Некаталитические
5. По тепловому эффекту(Q): (Слайд 19)
- Экзотермические (+ Q)
-Эндотермические (-Q)
6. По агрегатному состоянию веществ: ( Слайд 20)
- Гетерогенные реакции - протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т)
- Гомогенные реакции - протекают между веществами в однородной среде без фазы раздела (ж-ж, г-г)
V. Закрепление - выполнение теста, состоящего из частей А,Б,С и взаимная проверка по критериям) (Слайд 21) См. Приложение №3
VI. Итог урока. Учитель. Постараемся из всего вышеизложенного сформулировать соответствующий вывод. Независимо от того, между какими веществами - органическими или неорганическими - происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности (Слайд 22). Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. Вы постоянно с ними сталкиваетесь.
Для нас сегодня приготовили творческий проектучащихся 11 класса «А» Перьков С., Муслимова Д., Костылева Ю. «Кухня - лаборатория» (Презентация авторского проекта «Кухня – лаборатория»)
VII. Домашнее задание
1. О. С. Габриелян, «Химия 11 класс», Глава II, §13-16
2. Выполнить задание по творческому проекту: а) Сколько Х.Р. продемонстрировано? Назвать данные процессы, составить УХР, охарактеризовать по всем признакам. Предложить свои Х. Р., которыми встречаетесь в быту.
VIII. Рефлексия Выберите свой путь настроения на уроке
Я всё это знал; Чувствовал себя знатоком ; Чувствовал себя уверенно