I. Доказательство сложности строения атома. (5 мин.) 1. Ирландский физик Стони ввел понятие «электрон» для обозначения частиц, электризующих янтарь и, вследствие этого, притягивающих кусочки бумаги. Д.О: электризация эбонитовой палочки трением и притягивание кусочков бумаги -Что притягивает кусочки бумаги? (электроны) - Мы их видим? (нет, но видим их действие). -Где в окружающей нас жизни наблюдаем подобные явления электризации? (электризация расчески, появление статического электричества на одежде). 2. Катодные лучи – поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, вызывали свечение стекла (Томсон и Перрен). Был установлен отрицательный заряд электрона. Этот наименьший заряд принят за единицу = -1. Томсон установил массу электрона, равную 1/1840 массы атома водорода. Вывешивается таблица: е- электрон m(e)= A(H)/1840≈0 3. Радиоактивность (краткий рассказ с использованием материала лекции №1). Вывод: атом делим и имеет сложное строение. II. Планетарная модель атома .(5 мин.) (Резерфорд). Объяснение сопровождается записью на доске: Атом Ядро Электронная оболочка = из нуклонов = из электронов 1) p+(протон имеет (имеют массу=0 и заряд=-1); массу=1 и заряд=+1 число их = № элемента. Число их=№ элемента. 2)п0(нейтрон имеет массу=1 и заряд=0); число их N=Ar-Z ------------------------- ------------------------------ Вся масса атома Атом электронейтрален сосредоточена в ядре Рассказ об атомном ядре (диаметр, объем, примеры для сравнения (используется материал из лекции№1) III.Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, Ar. (5 мин.) -рассматривается на конкретных химических элементах с применением динамических моделей строения атомов, которые являются авторскими, в методической литературе не встречаются ( уменьшенный образец прилагается). Вопросы учителя по динамической модели атома лития: -Сколько протонов в атоме лития?(3) - Где в атоме находятся протоны?(в ядре) -Сколько нейтронов в атоме лития? (4) - Как сосчитали? ( 7-3) - Где в атоме находятся нейтроны?(в ядре) -Сколько электронов в атоме лития?(3) - Где в атоме находятся электроны? - Почему масса атома лития =7? - Почему заряд ядра атома лития =+3? - Почему заряд атома лития =0? | Слушают. Наблюдают опыт. Рассуждают, пытаются ответить на вопросы. Рассматривают и запоминают обозначение и массу электрона. Записывают красивую таблицу в тетрадь «Для конспектов по химии». Слушают с интересом, задают вопросы. Работают с динамическими моделями, устно фронтально отвечают на вопросы учителя. Рассматривают модель атома лития, сопоставляют цифры и рисунки элементарных частиц модели с периодической системой. (Такая форма работы позволяет быстрее понять физический смысл порядкового номера и атомной массы химического элемента). |