Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 8 классе по теме: Водород. Получение, свойства, применение»
Тема урока
«Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение и применение.»
Учитель химии И.А.Калашникова.
Тема урока: «Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение и применение».
Место урока: «Неорганическая химия» 8 класс.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление).
Цели урока.
Образовательная: познакомиться с водородом, его физическими и химическими свойствами, получением и применением.
Развивающая: развитие умений самостоятельного приобретения знаний, используя различные источники информации, определение выводов формирования творческой деятельности.
Воспитательная: формирование активности познавательной деятельности через установление межпредметных связей воспитание культуры делового обучения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учитель: К нам на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная история одного газообразного вещества, с которым мы познакомились (зачитать).
А история простая…
Один учёный как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ –
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нём горит свеча,
А не вреден ль для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Наш учёный быстро пишет:
Воздух делится на части
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
И от воздуха от части,
Закружилась голова.
Учитель: Об открытии, какого газа идёт речь.
Кто открыл этот газ?
О каких физических свойствах характерных для О2 говорится в стихотворении.
Какие вещества образуются при окислении (оксиды).
Что называется оксидами? Запишите уравнение данной реакции:
Какой оксид был использован для открытия кислорода?
Учитель: Используя оксид ртути (II) запишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие превращения (слайд №4). Назовите вещества и укажите тип реакций.
HgO O2 H2O H2
Учитель: Хорошо. При разложении воды, кроме кислорода образуется газ – водород.
Что же собой представляет Н2?
Какова его визитная карточка?
Где он находится в природе?
Как можно получить Н2?
Каковы его физические и химические свойства?
Каковы основные области применения.
Решение этих вопросов является целью нашего урока.
«Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение и применение.» (Запишите в тетрадь) ( слайд №5).
Учитель: Эпиграфом к уроку взяты слова: «Через тернии – к звёздам».
Почему именно эти слова?
Ученик: Мы должны подняться на высоту звёзд в приобретении знаний о водороде.
Учитель: А ещё оказывается водород –основной элемент звёздной галактики. Ответ мы получим из сообщения ученицы (слайд №6-14).
Учитель: Спасибо. Таким образом Н2 на земле в основном содержится в связанном состоянии.
Установим, в одинаковом ли количестве содержится водород входит в состав различных соединений? Для этого решим задачу.
Какое соединение богаче водородом: Н2О или СН4?(слайд №15)
Ученик: Mr(H2O) = 18; Mr(CH4) = 16
2 18
1
9
W1(H)== = =0,111 (11,1)
1
4
W
4 16
2 (H) = = = 0,25 (25)
Ответ: СН4 Н2О.
Учитель: Хорошо продолжаем работать дальше.
Как, когда, кем был открыт водород? Об этом мы узнаем из сообщения ученика (слайд №16)
Учитель: Познакомимся с визитной карточкой водорода. Для этого продолжим заполнять таблицу общая характеристика газообразных веществ графу водород (самостоятельно) (слайд №17). Прокомментировать и сравнить с экраном (слайд №18).
Учитель: Хорошо. Продолжаем работать. Познакомимся с основными способами получения водорода в лаборатории.
Учитель: Запишите в тетрадях: Получение водорода. (Физкультурная минутка: Ручки положите на парты и потрясите кистями рук; вращаем голову влево, вправо.)
Продолжаем работу. 1 Взаимодействия металлов с кислотами. (Демонстрация опыта, взаимодействие цинка с соляной кислотой. Необходимо при этом вспомнить правила техники безопасности. Если вдруг прольется кислота – что вы предпримите? Как нужно определить запах вещества?)
Учитель: Что мы наблюдаем? Выделение пузырьков газа. Закроем газоотводной трубкой и определим Н2 на чистоту – чистый Н2 горит со слабым звуком «пах». (Поджечь Н2). Запишите уравнение реакции.
Zn + 2HCI ZnCI2 + H2 - реакция замещения.
хлорид цинка
Для получения водорода в больших количествах в лаборатории используется аппарат Киппа. Изучим механизм его работы (слайд №19 – видеофильм).
Учитель: Запишите второй способ получения Н2 в лаборатории.
2 Взаимодействие щелочных металлов с водой. Щелочные металлы – это металлы I А группы. Назовите щелочные металлы (по п/с Д. И. Менделеева).
Учитель: Хорошо. (Демонстрация опыта. Взаимодействие Na с водой. Что вы наблюдаете?)
Ученик: Выделение газа.
Учитель: В пробирке образуется гидроксид натрия – щелочь, доказательство прильем фенолфталеин, который изменяет окраску и становится малиновым. Запишите уравнение реакции (на доске).
2Na + 2H2O 2NaOH + H2 - реакция замещения.
Учитель: Более бурно Н2О взаимодействует с калием (слайд №20 – видеофильм).
В промышленности: Н2 получают разложением Н2О током. (Запишите самостоятельно уравнение реакции)
2Н2О 2Н2 + О2 .
Учитель: Проверьте записи (слайд №21). Попытайтесь, используя результаты опытов, наблюдения, проанализировать физические свойства водорода. Заполните таблицу «Физические свойства газообразных веществ» (графа водород) и сделайте вывод.
Учитель: Сравните с экраном (слайд №22).
Учитель: А знаете ли вы, лёгкость Н2 находит широкое применение. Во время войны водородом заполняли аэростаты . Они защищали небо над Москвой от налётов немецкой авиации. Н2 наполняют воздушные шары, на которых поднимают метеорологические приборы. Для исследования атмосферы. Но в последнее время, водород чаще заменяют гелием, хотя он и тяжелее. Почему? Ответить на этот вопрос поможет изучение химических свойств Н2 в сопоставлении с кислородом. Открыли таблицу сравнения «Химических свойств газообразных веществ», таблица на экране (слайд №23). Заполняем графу «Водород».
Учитель: I Взаимодействие с простыми веществами (работает ученик у доски).
1) Взаимодействие Н2 с металлами с образованием гидридов:
Н2 + Са = СаН2 (гидрид Са).
2) Взаимодействие Н2 с серой с образованием сероводорода:
Н2 + S = H2S - реакция соединения.
3) Взаимодействие Н2 с азотом с образованием аммиака:
3Н2 + N2 = 2NH3 (аммиак).
4) Взаимодействие Н2 с кислородом происходит со взрывом (слайд №24):
2Н2 + О2 = 2Н2О + 484 кДЖ.
2V : 1V
гремучий газ
Учитель: Смесь Н2 и О2 в отношении 2:1 взрывоопасна, поэтому Н2 заменяется безопосным гелием.
II Взаимодействие со сложными веществами рассмотрим на примере взаимодействия водорода с оксидом меди (II) (слайд №25 – видеофильм).
Учитель: Запишите уравнение реакции (на доске):
Н2 + CuO H2O + Cu – реакция восстановления.
вос-ль окислитель
Н2 – проявляет восстановительные свойства. Восстановитель – это элемент, который отнимает кислород от оксидов, сам при этом окисляется. Это свойство водорода используется для получения металлов из их оксидов. Какой вывод можно сделать о химических свойствах двух газов (О2 – окислитель, Н2 проявляет восстановительные свойства).
Учитель: Сравните ваши записи с таблицей (слайд №26). Зная химические свойства водорода рассмотрим основные области применения водорода (слайд №27).
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о нахождении водорода в природе, познакомились с его визитной карточкой, изучили физические и химические свойства, способы получения и применения. Мы поднялись на высоту звёзд.
Учитель: Какие у вас возникли вопросы? Запишите домашнее задание конспект в тетради. Творческое задание «Почему Водород называют топливом будущего» (слайд №28).
Учитель: На столе у вас тест. Подпишите и отметьте правильный ответ (2-3 мин.). Обменяйтесь текстом с товарищами по парте (слайд №29), сравните с ответами (слайд №30) и оцените работы. Это вам оценка за урок.
Учитель: Следующий тест на столах. Оцените «+» или «-» (слайд №31).
Учитель: Досвидания. Спасибо за урок. (слайд №32). Творческих успехов.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}