kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация химических реакций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация химических реакций. Систематизация знаний обучающихся о подходах к классификации химических реакций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация химических реакций»

Урок в 11 классе по теме: "Классификация химических реакций".

Цель урока: систематизировать знания обучающихся о подходах к классификации химических реакций.

Задачи урока:

-расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений;

-научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;

-рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам;

-формирование образовательной, коммуникативной (конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению) общекультурной компетентности;

-формирование умений проводить химические эксперименты с соблюдением правил ТБ, наблюдать за реакциями, умение работать в команде;

-развитие логического мышления путём сравнения, анализа, обобщения и систематизации.

Тип урока: обобщение и коррекция знаний обучающихся

Методы:

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение).

  • Наглядный.

  • Практический (выполнение эксперимента).

  • ИКТ.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», мультимедийный проектор: презентация к уроку, видеоролик, таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;

лабораторное оборудование – пробирки, пинцет, штатив для пробирок;

химические вещества: цинк, растворы нитрата серебра, соляной кислоты, гидроксида натрия.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка знаний фактического материала (7 мин):

  3. Актуализация знаний (2 мин)

  4. Изучение нового материала - (15 мин)

5.Закрепление – (15 мин)

6.Домашнее задание(2 мин)

7.Рефлексия(2 мин)

Ход урока

I.Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

Природа, по-видимому, любит превращения.

И. Ньютон

Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?

Ответ: Химия- наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.

Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать …. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (подсказки развешаны по классу:

  1. вода = водород + кислород

  2. Соединение

  3. –Q, +Q

  4. C2H4 + HBr = C2H5Br

  5. H2 + N2 ↔ NH3

  6. медь + кислород = оксид меди(II)

  7. Гетерогенные)

Ответ: Сегодня мы рассмотрим классификацию химических реакций.

Учитель: Правильно, итак, запишите в диагностическую карту (Приложение №1) тему урока: «Классификация химических реакций» (Слайд)

Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы?

II. Проверка знаний учащимися фактического материала.

Вопросы:

1 Что называется явлением?

( Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего- либо).

2. Какие явления встречаются в природе?

3.К каким явлениям относятся данные превращения?

(Физическим)

4. Что же такое химическое явление?

( Химическая реакция - процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом или строением) 

5. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций?

( Изменение, цвета, выделение тепла и света, изменение запаха, выделение газа, образование или растворение осадка)

6.Что является условной записью химического процесса?

(Уравнение химической реакции)

Химический диктант.

1.Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе

2.Исходные вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях

3.Реакции протекают с выделением энергии

4.Реакции протекают в данных условиях только в одном направлении

5. Реакции, идущие без изменения степени окисления

6.Два сложных вещества обмениваются составными частями

7.Реакции протекают с поглощением энергии

8.Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное

9. Исходные вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии

10.Из одного сложного вещества образуется несколько более простых

11. Реакции протекают в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях

12.Реакции, идущие с участием вещества, которое изменяет её скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменным качественно и количественно.

13. Реакции, идущие с изменением степени окисления

14. Реакции, идущие без участия катализатора

Самопроверка:

1.Реакции замещения

2.Гетерогенные

3.Экзотермические

4.Необратимые

5.Неокислительно-восстановительные

6.Реакции обмена

7.Эндотермические

8.Реакции соединения

9.Гомогенные

10.Реакции разложения

11.Обратимые

12.Каталитические

13.Окислительно-восстановительные

14. Некаталитические

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Опираясь на ответы, полученные при выполнении химического диктанта, вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации Х.Р.?

 Признаки классификации химических реакций (Слайд)

  1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

  2. По тепловому эффекту.

  3. По признаку обратимости.

  4. По признаку изменения степеней окисления.

  5. По агрегатному состоянию веществ.

  6. По наличию катализатора.

  7. По механизму.

IV Изучение нового материала.

Классификация Х. Р.

Вопрос: Все ли химические процессы протекают с образованием новых веществ?

Реакции, идущие без изменения состава веществ: (Слайд)

Вывод: Аллотропизация- взаимопереход аллотропных модификаций

Sn (белое) ↔ Sn (серое) (уч-ся приводят свои примеры аллотропизации)

– изменилось строение вещества



Учитель: Какие типы реакций, идущих с изменением состава вещества можно выделить в каждой группе вы мне скажите сами, выполнив лабораторный опыт по инструкции (Работа по схеме в учебнике стр. 75 )

Выполнение лабораторного опыта. См. приложение №2

(Класс разбит на пары, пары получают экспериментальное задание, все результаты заносят в таблицу, один человек от каждой пары записывает УХР на доске, полную характеристику по классификационным признакам.)

Обсуждение результатов лабораторной работы и заполнение сводной таблицы, на основе чего учащиеся делают выводы, что выделяют следующие типы реакций:

1. По числу и составу реагентов. (Слайд)

- Реакции, идущие с изменением состава вещества

  • Р-я соединения

  • Р-я разложения

  • Р-я замещения

  • Р-я обмена

2. По изменению степеней окисления химических элементов (один уч-ся записывает уравнение реакции на доске, определяет окислитель и восстановитель))

- Окислительно – восстановительные (С. О. у элементов меняется)

Неокислительно- восстановительные (С. О. – const)

3. По направлению: 

-Обратимые реакции - протекают одновременно в двух противоположных направлениях

- Необратимые реакции - протекают только в одном направлении (один уч-ся записывает УХР на доске)

Признаки необратимости:

  • образование осадка,

  • образование слабого электролита (Н2О …),

  • выделение газа,

4.По тепловому эффекту(Q):

- Экзотермические (+ Q)

-Эндотермические (-Q)

Остальные типы реакций рассматривают уч-ся самостоятельно по учебнику, с дальнейшим заполнением таблицы. Результаты обсуждаем фронтально.

V. Закрепление. Задание 1. Просмотрев видеоопыт, запишите уравнение протекающего процесса, охарактеризуйте реакцию по всем признакам.

Задание 2. Решение задач по вариантам (2 ученика у доски)

Задание 3.Выполнение теста, и самопроверка по критериям. (Слайд).

VI. Итог урока. Учитель. Постараемся из всего вышеизложенного сформулировать соответствующий вывод. Независимо от того, между какими веществами - органическими или неорганическими - происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности. Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. Вы постоянно с ними сталкиваетесь.

VII. Домашнее задание § 11, решить задачу 1 стр.48.Подготовьте сообщение на тему: «Химический характер житейских ситуаций» (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).



VIII. Рефлексия. Выберите свой путь настроения на уроке

Перед уходом учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние (нарисовать смайлику улыбку)



Задание 1. Просмотрев видео-опыт, запишите уравнение протекающего процесса, охарактеризуйте реакцию по всем признакам.

Задание 2. Решение задач по вариантам

1-вар. Термохимическое уравнение полного сгорания ацетилена

2C2H2+5O2=4CO2+ 2H2O+2610 кДж

Сколько выделится теплоты при использовании 1,12л ацетилена?

2-вар.По термохимическому уравнению реакции горения оксида углерода (II) газа:

2CO2(г) + О2(г) = 2СО2(г) + 566 кДж. Определите объем (н.у.) сгоревшего оксида углерода(II), если выделилось 1520 кДж теплоты



Задание 3. Тест по теме «Химические реакции»

  1. Укажите химическую реакцию, в результате которой состав вещества не меняется:

  1. 2SO2 + O2 2SO3

  2. 3H2 + N2 2NH3

  3. C(графит) + O2 = CO2

  4. 3O2 = 2O3

  1. Укажите уравнение реакции обмена

  1. 2О + 2 Na = 2NaOH + H2

  2. CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

  3. 2KMnOt K2MnO4 + MnO2 + O2

  4. 2SO2 + O2 = 2 SO3

  1. Укажите тип следующей реакции: nCH2=CH2 (-CH2-CH2-)n

  1. реакция присоединения

  2. реакция обмена

  3. реакция замещения

  4. реакция разложения

  1. Укажите обратимую реакцию

  1. 2Al + 3O2 = Al2O3

  2. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

  3. N2 + 3H2 = 2NH3

  4. C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O

  1. Установите соответствие между уравнением химической реакции и ее классификацией. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ

А) 2K + 2H2O = 2KOH + H1) гомогенная реакция

Б) C + O2 = CO2  2) гетерогенная реакция

В) N2 + 3H2 = 2NH3

Г) N2 + O2 = 2NO















Задания для 1-й пары

Химический эксперимент.

Используя реактивы, которые находятся у вас на столе, проведите реакцию, идущую с изменением степени окисления атомов элементов, запишите соответствующее уравнение реакции, составьте электронный баланс, определите окислитель и восстановитель. Дайте характеристику данной реакции по всем признакам.



Задания для 2-й пары

Химический эксперимент.

Используя реактивы, которые находятся у вас на столе, проведите реакцию обмена,запишите соответствующее уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Дайте характеристику данной реакции по всем признакам.



Задания для 3-й пары

Химический эксперимент.

Используя реактивы, которые находятся у вас на столе, проведите экзотермическую реакцию, запишите соответствующее уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Дайте характеристику данной реакции по всем признакам.



Задания для 4-й пары

Химический эксперимент.

Используя реактивы, которые находятся у вас на столе, проведите реакцию замещения,запишите соответствующее уравнение реакции. Дайте характеристику данной реакции по всем признакам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классификация химических реакций

Автор: Зеленская Татьяна Сергеевна

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока на тему: Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ"
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassifikatsiia-khimichieskikh-rieaktsii-po-chislu-i-sostavu-iskhodnykh-i-poluchiennykh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "258902"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448608200"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические рекомендации по изучению  темы «Классификация химических реакций». "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-izuchieniiu-tiemy-klassifikatsiia-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "235005"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443558640"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "«Классификация химических реакций»"
    ["seo_title"] => string(40) "klassifikatsiia_khimicheskikh_reaktsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "544597"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585492107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока (+презентация) по теме: "Классификация химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-tiemie-klassifikatsiia-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "205960"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430063491"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения. Тепловой эффект химических реакций."
    ["seo_title"] => string(112) "klassifikatsiiakhimichieskikhrieaktsiirieaktsiisoiedinieniiarazlozhieniiatieplovoieffiektkhimichieskikhrieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "285711"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454239629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства