Просмотр содержимого документа
««Классификация химических реакций».»
Тема: «Классификация химических реакций».
Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Образовательные задачи: систематизация, обобщение и углубление знаний учащихся о химических реакциях, их классификации, развитие навыков самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие задачи: развитие речевых навыков, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к самовыручке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; таблицы: «Растворимость солей и оснований в воде», «Периодическая таблица химических элементов», цинк металлический, соляная кислота, нитрат серебра.
На столе у учащихся: реактивы, инструкция по проведению химических опытов, учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Ход урока
Организационный момент (1 минута).
Кто отсутствует?
На стола у вас находятся модуль, по которому вы сегодня будете работать, карточки и инструкция для выполнения опытов.
Мотивация учебной деятельности учащихся: сообщение темы, цели, задач урока.
Если бы миллионы разнообразных веществ, а следовательно, и тела, из которых они состоят не претерпевали изменения, мир бы был застывшим, лишенным развития, движения. Под воздействием внешних условий вещества изменяются. Вода закипает и переходит в пар, снег тает, распускаются и опадают листья, расцветают и увядают цветы. Течет жизнь…и течет она благодаря физическим явлениям и химическим реакциям.
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? (создание проблемной ситуации).
Перед тем как ответить на этот вопрос давайте повторим.
Учебный элемент №1
По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции?
Признаками химического превращения могут быть: изменении цвета веществ, появление или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, свечение.
2. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение.
3. Объясните сущность протекания химических реакций.
Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.
Кем и когда была установлена эта закономерность?
(В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ). (Слайд №2). Демонстрация опыта доказывающий закон М.Ломоносова (слайд).
Без химических реакций невозможна жизнь. Дайте определение термину «химическая реакция».
Химическая реакция это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие, отличающиеся от них по составу и (или) строению (слайд).
Чтобы ориентироваться в огромном мире химических реакций необходимо знать их типы. Многие из них вы изучали в курсе химии. Перечислите их.
В любой науке будь то химия, биология, математика или физика применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема урока «Классификация химических реакций» (слайд)
Цель занятия: систематизировать знания о классификации химических реакций.
Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
Ответ учащихся: 1)количество и составу реагирующих и образующихся веществ;2) изменение степени окисления;3) тепловой эффект; 4) участие катализаторов;5) обратимость реакции; (слайд)
Учебный элемент №2
Ι. По числу и составу реагирующих и образующихся веществ:
1.Реакции, идущие без изменения состава веществ.
В неорганической химии к таким реакциям относят процессы получения аллотропных модификаций одного химического элемента, например:
Sn(белое)→Sn(серое)
3О2→2О3
2.Реакции, идущие с изменением состава вещества.
1. Реакции соединения
Вопросы: 2 минуты
1.1 Дайте определение реакции соединения.
1.2 Приведите примеры реакции соединения.
Проверка (слайд )
Реакции соединения – реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество. (слайд опыт горение серы )
S+O2=SO2
Реакции разложения. 2 минуты
Вопросы:
2.1 Дайте определение реакции разложения.
2.2 Приведите примеры реакции разложения.
Проверка: (слайд )
Реакции разложения – это такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
2HgO = 2Hg + O2#
Реакции замещения
Вопросы: 4 минуты
3.1 Дайте определение реакции замещения.
3.2 Проведите опыт: взаимодействие цинка с соляной кислотой.
3.3 Запишите уравнение реакции.
Не забывайте о технике безопасности.
Проверка: (слайд )
Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2# (слайд )
4. Реакции обмена.
Вопросы: 4 минуты
4.1Дайте определение реакции обмена.
4.2 Проведите опыт: взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой.
4.3 Запишите уравнение реакции.
Проверка:(слайд )
Реакции обмена – это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частям :
Классификация химических реакций по изменению степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.
Цель: отработать умения определять степени окисления химических элементов, составлять схему электронного баланса и расстановку коэффициентов.
Вопросы: 4 минуты
1.Дайте определение окислительно-восстановительной реакции (ОВР).
2.На раннее выданных карточках определите окислительно-восстановительные реакции, расставьте степени окисления.
P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3D N2 + H2
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Проверка: (слайд )
1.Окислительно-восстановительные реакции – реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов (все реакции замещения, а также реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество).
Mg 0+ H+2S+6 O-24 = Mg+2 S+6 O-24 +H02↑
Mg0 -2e →Mg+2 окисление (восстановитель)
2H++2e→H02 восстановление (окислитель).
1.Без изменения степени окисления.
CaCO3 → CaO + CO2↑
Учебный элемент №4
Классификация химических реакций по тепловому эффекту.
Цель: научиться определять тип реакции по тепловому эффекту.
Вопросы: 2 минуты
1.Что обозначает –Q?
2.Какие уравнения называют термохимическими?
3.Из предложенных реакций выберите экзотермические и эндотермические? (устно).
P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3DN2 + H2 - Q
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Проверка: (слайд )
1.Экзотермические реакции протекают с выделением энергии
4P + 5O2 = 2P2O5 + Q кДж
2. Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии:
N2 + O2 = 2NO – Q кДж
III. По использованию катализатора:
1. Каталитические реакции – реакции, идущие с участием катализатора:
2.Некаталитические реакции – реакции, идущие без участия катализатора:
Учебный элемент №5
Классификация химических реакций по направлению.
Цель: отработать умения определять тип химической реакции по направлению, знать условия необратимости химической реакции и отработать умения составлять ионные уравнения реакций.
Вопросы: 5 минут
1.Перечислите условия необратимости химической реакции?
4. Напишите полное и сокращенное уравнение необратимой химической реакции
P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3D N2 + H2
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Проверка:
По направлению:
1. Необратимые реакции протекают в данных условиях только в одном направлении:
Ba(ClO2)2 + H2SO4 → 2HClO2 + BaSO4↓
2. Обратимые реакции в данных условиях протекают одновременно в двух направлениях:
3H2 + N2 D 2NH3
Закрепление. Обсуждение результатов.
Если вы посмотрите на свои карточки с уравнениями химических реакций, то вы увидите, что каждую химическую реакцию можно классифицировать по различным признакам.
А сейчас, отдохните, и прослушайте отрывок из произведения Г.Р.Хаггарда «Клеопатра»:
"… Она вынула из уха одну их тех жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…».
Дайте характеристику реакции.
Один из учащихся выполняет запись реакции на доске, остальные устно дают ее характеристику.
CaCO3+2CH3COOH= (CH3COO)2Ca+ H2CO3 (CO2+H2O)
Реакция обмена, не окислительно-восстановительная, необратимая.
Но не только в художественной литературе используют описания химических реакций. Химические реакции происходят каждую секунду: и в нашем организме, в природе. Используются они и вашей профессии «Пекарь». Назовите их и где они используются (гашение соды).
Домашнее задание.
Классификацию химических реакций, которую мы сегодня с вами рассмотрели, используется и органических веществ. Ваше домашнее задание будет состоять в том, чтобы заполнить данную таблицу для органических веществ.
Классификация химических реакций в органической химии.
№
п/п
Признак
классификации
Тип реакции
Пример
1
Соотношение исходных и конечных веществ
2
Наличие окислительно-восстановительного процесса
3
Тепловой эффект
4
Участие катализатора
5
Обратимость реакции
XII. Рефлексия.
Задание 1 (резерв)
Пронаблюдав химический эксперимент, вам необходимо записать уравнения соответствующие реакции в тетрадь, дать ей характеристику устно (один ученик выполняет это задание у доски).
Демонстрация опыта: взаимодействия натрия с водой в чашке Петри (клип).
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
В пробирку положите кусочек металлического цинка и прилейте к нему 1 мл соляной кислоты. Что происходит? Какой газ выделяется?
Запишите уравнение химической реакции.
2 опыт.
В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты, к ней прилейте 1 мл нитрата бария. Что происходит в пробирке. Запишите уравнение данной химической реакции.
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Балл
Руководство к усвоению учебного материала
УЭ 0
Тема: «Классификация химических реакций».
На доске
Цель урока: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Задачи:
Образовательные задачи: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие задачи: развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные задачи: воспитать самостоятельность, сотрудничество, нравственные качества - коллективизм, способность к самовыручке.
УЭ 1
Цель: обобщить знания о химической реакции.
Ответьте на вопросы:
1. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции?
2. Какие условия необходимы для протекания химической реакции?
3. Дайте определение термину «Химическая реакция».
Беседа.
Сформулируйте тему и цель урока. Сравните с целью предложенной учителем
УЭ2
Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции.
Цель: отработать умения классифицировать химические реакции по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции, отработать умения проводить химический эксперимент, записывать уравнения химических реакций.
1. Реакции соединения
1.1 Дайте определение реакции соединения.
1.2 Приведите два примера реакции соединения.
2. Реакции разложения.
2.1 Дайте определение реакции разложения.
2.2 Приведите два примера реакции разложения.
3. Реакции замещения
3.1 Дайте определение реакции замещения.
3.2 Проведите опыт: взаимодействие цинка с соляной кислотой.
3.3 Запишите уравнение реакции.
4. Реакции обмена.
4.1 Дайте определение реакции обмена.
4.2 Проведите опыт: взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой.
Смотрите инструкцию для проведения опыта, помни о технике безопасности.
Проверьте уравнение химической реакции
Проверьте свои ответы, выставьте баллы.
УЭ3
УЭ 4
УЭ 5
УЭ
6
УЭ
7
УЭ
8
Классификация химических реакций по изменению степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.
1
2
0,5
0,5
1
1
4
Работа с учебником, стр.85
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
За каждое правильно выполненное задание -2балла
Работа с учебником
Стр.86
Стр.88
Индивидуальная работа
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, поставьте 4 балла за правильный ответ.
Индивидуальная работа каждого учащегося на листочках.
Оценивает преподаватель.
Цель: отработать умения определять степени окисления химических элементов, расстановку коэфффициентов.
1. Дайте определение ОВР.
2.Выберите из предложенных реакций окислительно-восстановительные, расставьте степени окисления.
P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3D N2 + H2
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Классификация химических реакций по тепловому эффекту.
Цель: научиться определять тип реакции по тепловому эффекту.
1.Экзотермические реакции протекают с выделением энергии: 4P + 5O2 = 2P2O5 + Q кДж
2. Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии: N2 + O2 = 2NO – Q кДж
Вопрос:
1.Что обозначает –Q?
2.Какие уравнения называют термохимическими?
3.Из предложенных реакций выберите экзотермические и эндотермические? (устно). P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3D N2 + H2 - Q
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Классификация химических реакций по направлению.
Цель: отработать умения определять тип химической реакции по направлению, знать условия необратимости химической реакции и отработать умения составлять ионные уравнения реакций.
1. Обратимые реакции в данных условиях протекают одновременно в двух направлениях:
3H2 + N2 D 2NH3
2. Необратимые реакции протекают в данных условиях только в одном направлении:
Ba(ClO2)2 + H2SO4 → 2HClO2 + BaSO4↓
Вопрос:
1.Перечислите условия необратимости химической реакции?
2.Из предложенных реакций выберите необратимые. По какому признаку вы выбрали реакции?
3. Напишите полное и сокращенное уравнение необратимой химической реакции.
P+O2=P2O5+ Q
Mg +H2SO4= MgSO4 +H2↑
NH3D N2 + H2
CuCl2 + KOH→ Cu(OH)2↓ +KCl
Цель: отработать умение определять тип химических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.