Разработка урока химии в 8 классе на тему «Кислоты»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель урока: сформировать понятия «кислота», «кислородосодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
В результате учащиеся должны
знать:понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы: пробирки с растворами кислот, концентрированные растворы соляной и серной кислот, фрукты, лук, индикаторы.
Материал: учебник Г.Е. Рудзитиса для 8 класса, карточка с заданиями для опроса.
Ход урока
Организация класса и краткое повторение – опрос материала:
Приветствие класса, посадка на место. Сначала мы с вами поиграем в серьезную игру (После опроса ребята сами проверяют, выставляют оценки, разбалловка ответов дается).
Постановка проблемы:
Демонстрация фруктов и овощей.
- Какие они на вкус? (Кислые).
- Слово кислые имеет однокоренное слово «кислота».
Тема нашего сегодняшнего урока КИСЛОТЫ.(Записывают в тетрадь тему).
После изученияданной темы вы должны
знать: что такое кислота, какие они бывают, как их классифицируют, правила техники безопасности при работе с кислотами, об экологической проблеме – о проблеме кислотных дождей;
уметь: распознавать кислоты среди других соединений, определять валентности кислотных остатков, составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости.
Актуализация знаний:
На доске схема классификации неорганических веществ. Ребятам задаются вопросы:
- Назовите, какие из них мы уже изучили? (Оксиды и основания).
- Как можно назвать оснований по другому? (Гидроксиды).
- На основании чего мы сделали такой вывод? (По составу слова «гидро» и «оксид», потому что многие основания продукты взаимодействия оксидов с водой).
4. Изучение нового материала:
Работа в тетрадях. Дети определяют вещества в соответствующие столбики: оксиды, основания? Читают, называют.
- Что объединяет наших незнакомцев?
- Все соединения начинаются атомом водорода, значит, они – кислоты.
Работа с учебником. Читают определение. Переписывают в тетрадь, подчеркивают словосочетание способных замещаться на атомы металлов.
Классификация кислот. Работа с учебником. Из таблицы 12 называют кислоты.
Глядя на кислоты, имеющихся на столе, дети определяют физические свойства кислот.
Знакомство с ПТБ при работе с кислотамКирилл и Мефодий. Видео – урок. В тетрадях дети схематично записывают свойства кислот, используя свои шпаргалки. Особое внимание обращается на ряд активности металлов. В конце задается вопрос:
- Как распознают кислоты?
(Опыты с индикаторами). Дети объясняют, как они используют справочный материал «Качественные реакции на катионы и анионы».
Физкультминутка.
Опять обращаем внимание на лимонную, муравьиную кислоты. И подчеркиваем то, что они уже имеются в природе готовые. А серную и азотную кислоты производят в заводах. (Работа с учебником по 102 странице, схема 6. Выполняют из учебника упражнение №4).
Исходя из увиденного и услышанного дети рассказывают о применении некоторых кислот. По мере изучения химии эти знания у них будут еще расширяться.
Закрепление материала:
Работа с учебником. Выполняют упражнение №8 (3 уравнения).
Комментируют. Решают задачу №1. Комментирует решение задачи ученик, который решает ее у доски.