kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. »

Тема урока: Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Цель урока: расширить и углубить представления о химических свойствах кислот.

Задачи урока

  1. Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории
    электролитической диссоциации, совершенствовать умения в написании реакций ионного обмена.

  2. Развивающие: развитие навыков работы в паре; выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы, продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления.

  1. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство
    ответственности, уверенности в себе, развивать интерес к знаниям.

  2. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий - электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;

б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической
диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований,
солей;

б) уравнения реакций ионного обмена;

в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства
кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять
признаки наблюдаемых химических реакций;

г) пользоваться таблицей растворимости.

Средства обучения

Оборудование:

мультимедийная презентация (ПК, проектор); штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы

Реактивы:

Индикаторы: метилоранж, фенолфталеин.

Кислоты: соляная и серная.

Металлы: цинк, железо, медь.

Оксид кальция, оксид магния.

Гидроксид натрия, гидроксид меди.

Соли: хлорид бария, карбонат натрия.

Выставка (на демонстрационном столике): ваза с фруктами, кефир, газированная

вода, уксус.

На обратной стороне доски: «Химический цветок».

На столах учащихся:

Оборудование и реактивы к лабораторному опыту.

Инструкционные карты.

Структура урока

I. Мотивация

Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите фрукты?

  • А какой вкус имеют многие фрукты?

  • Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?

Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством, кислот надо обращаться крайне осторожно.

- Давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с кислотами? Назовите некоторые продукты и материалы, при производстве которых используются кислоты: красители, лаки, эмали, минеральные удобрения, инсектициды, пластмассы, волокна, искусственная кожа, каучуки, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.

Разминка: 1. Какая кислота обугливает органические вещества?(серная) 2. Какая кислота «дымит» на воздухе?(азотная) 3. Какую кислоту применяют для консервирования овощей?(уксусную) 4. Какая кислота содержится в крапиве и в выделениях муравьев?(муравьиная) 5. Какая кислота содержится в косточках вишни, абрикосов. Эта кислота и её соли являются сильнейшими ядами?(синильная)

Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте, потому что целью нашего урока является:

II. Целеполагание

Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека. Изучение химических свойств кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Итак, тема урока: Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. (запись темы урока в тетрадях).

У каждого из вас на партах имеется схема, где представлена система координат. (Приложение 1), по которой мы работали на прошлом уроке. На одной из осей К0 отмечены основные пункты, по которым мы рассматриваем класс кислоты. Опираясь на оси К1,2,3 выполним ряд заданий.

1 задание: Дан ряд неорганических веществ. Из данного перечня выбрать формулы только кислот и составить уравнение диссоциации этих веществ:

HCl, Na2CO3, Cu(OH)2, H2SO4, BaCl2, HNO2, Ca3(PO4)2, KOH.

2 задание: На основании представленных формул дать определение кислотам с точки зрения ТЭД и назвать физические свойства кислот.

3 задание: Чем различаются кислоты, записанные в правом и левом столбиках? Что лежит в основе их классификации? По каким ещё признакам классифицируют кислоты?

H2S HNO2 HCl H2SO3

HF H2SiO3 HNO3 H2CO3

HBr H3PO4 HBr H2SO4

III. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Перед нами на оси К4 ряд веществ( кислоты, индикаторы, металлы, оксиды металлов, основания, соли) , ответьте на вопрос.

Какова логическая взаимосвязь указанных веществ с кислотами? ( Кислоты взаимодействуют с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями).

Предположите, какими химическими свойствами будут обладать кислоты?

Нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.

Данная работа выполняется на основе химического эксперимента с составлением наблюдаемых реакций в молекулярном и ионном виде.

Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах и парах.

Каждая группа получает инструктивную карту (всего пять опытов, содержащих по одному проблемному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. На индивидуально- групповую работу отводится 20-25 минут.

Лабораторная работа Реакции, характерные для растворов кислот.

Инструктаж по Т.Б. (воспитанники называют правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы). Расскажите, как обращаться с кислотами. Будьте предельно осторожны, берегите глаза.

Цели: проделать реакции, характерные для кислот с позиции ТЭД на примере соляной и серной кислоты, сделать вывод о химических свойствах кислот, закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Ход работы:

Опыт 1.Действие кислот на индикаторы.

Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?

Цель эксперимента: определить окраску индикаторов в растворах разных кислот (серной, соляной).

Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Что такое индикаторы?(вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной) Какие индикаторы вам известны?(лакмус, метилоранж, фенолфталеин).

1. Раствор соляной кислоты налейте в две пробирки. 2. В первую добавьте раствор метилового оранжевого, во вторую- раствор фенолфталеина. Что наблюдали? Какой вывод можно сделать? (кислоты можно обнаружить с помощью метилоранжа и фенолфталеина)

Задания. Составить уравнение диссоциации соляной кислоты.

Вывод: Вставьте пропущенные слова в предложение: «Кислоты изменяют окраску индикатора: метилоранж - …………………, фенолфталеин остается -……………… .

Опыт 2.Взаимодействие кислот с металлами

Почему металлические конструкции в природе постепенно разрушаются. Все ли металлы подвергаются такому разрушению?

Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на различные металлы.

1. Налейте в две пробирки по 1 мл соляной кислоты. 2. Добавьте в одну гранулу цинка, в другую – медь. Что вы наблюдали?(в случае цинка – быстрое выделение пузырьков газа, в случае меди признаки отсутствуют). Сравните результаты. Какой вывод можно сделать об активности металлов и взаимодействии металлов с кислотами?(не все металлы реагируют с кислотами)

Задания: Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.

HCl + Zn = …….+ ……….

HCl + Cu =

Вывод: кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до …………………, а …………….… .

Памятка: 1. Металл должен находиться в ряду напряжений до водорода. 2. Должна получиться растворимая соль. 3. Нерастворимые кислоты в реакции с металлами не вступают. 4. H2SO4 (конц.) и HNO3(любой конц.) взаимодействуют с металлами иначе.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с основными оксидами.

Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить щи или компот из свежих ягод?

Опорные знания: алюминий, из которого изготовлена кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать оксид меди с кислотами.

1. В сухую пробирку поместите небольшое количество оксида меди (II), прилейте 2 мл соляной кислоты. 2. Осторожно нагрейте пробирку, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? Какие вещества образуются в результате реакции.

Задание: Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.(Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).

HCl + CuO  …………+ ………….

Вывод: кислоты взаимодействуют с ………………………. При этом получаются ………………..и ……………. .

Уровень 2.Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионом видах. (Не забудьте, что оксиды – неэлектролиты).

серная кислота + оксид меди (II )

Вывод:

Опыт 4.Взаимодействие кислот с основаниями.

Известно, что гашеная известь, входит в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов . Устойчива ли она к действию кислот?

Опорные знания: гашеная известь Ca (OH)2 ;взаимодействие кислот с основаниями, реакция нейтрализации, реакции обмена.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать гашеная известь с кислотами.

1. В пробирке находится гидроксид натрия. Добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. 2. Затем прилейте соляную кислоту, аккуратно встряхните. Что наблюдаете? Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями.

Задания. Уровень 1.Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

HCl + Nа OH …………. + …………….

Уровень 2. Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. ( Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

серная кислота + гидроксид меди (II)  ?............. + ? ………….

Вывод: Кислоты взаимодействуют с ……………… и …………………….………….. При этом получаются ………………… и ………………………….

Опыт 5. Взаимодействие кислот с солями. (Демонстрирует учитель).

Почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Опорные знания: В состав эмали зубов входят соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO3, Сa3 (PO4)2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.

Цель эксперимента: определить, как реагируют соли с кислотами.

1. В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты. 2. Добавьте несколько капель карбоната натрия. Что наблюдаете?

Задание. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ и газов записываются в молекулярном виде).

HCl + Na2CO3 ……. + ……….

1. Проведите реакцию раствора серной кислоты и раствора хлорида бария. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах ………………

Серная кислота + хлорид бария =

Вывод: кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется ………………… или выделяется ……………… .

IV. Закрепление знаний:

Задание «Химический цветок»: Вспомним о приближающейся весне. .На доске даны лепестки с формулами веществ. Вы должны выбрать формулы тех веществ, которые будут реагировать с раствором серной кислоты( на лепестках формулы:Au, Fe, MgO, CO2, NaOH, K2SO4, К2CO3 и слово лакмус)..

Написать уравнения реакций взаимодействия данных веществ с серной кислотой в молекулярном и ионном виде.

В нашем кабинете расцвел необычный цветок – на его лепестках мы видим формулы тех веществ, которые будут реагировать с раствором серной кислоты.

Ответить на вопросы: 1. Каковы общие свойства кислот? 2. Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?(все оно образуют при диссоциации катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств кислот)


СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было о чем подумать.

4. На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а)

V. Задание на дом: $ 38; упр. 4

VI. Итог урока: Благодарю за урок и хочу привести слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, не беда – попробуйте ещё раз».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Автор: Рязанцева Лариса Николаевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства "
    ["seo_title"] => string(52) "kisloty-v-svietie-ted-ikh-klassifikatsiia-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "103744"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402617906"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "9  класс ХИМИЯ Конспекты Азотная кислота"
    ["seo_title"] => string(43) "9-klass-khimiia-konspiekty-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "252380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447360234"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции»."
    ["seo_title"] => string(80) "rastvorenie_rastvory_reaktsii_ionnogo_obmena_i_okislitelno_vosstanovitelnye_reak"
    ["file_id"] => string(6) "518816"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567199405"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока по химии "Кислоты в свете-ТЭД, их классификация и свойства""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_khimii_kisloty_v_svietie_ted_ikh_klassifika"
    ["file_id"] => string(6) "432128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507827248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства