Данный урок подготовлен для семинара учителей химии в рамках подготовки к внедрению и изучению теоретических основ ФГОС нового поколения по химии. Урок проводился в малокомплектной школе. В классе 6 человек: 4 девочки и 2 мальчика. Из них 5 учащихся имеют неполные семьи, 1 семья многодетная. Уровень развития средний.
Программа курса химии для 8-9 классов автора О.С. Габриеляна, - М.: Дрофа, 2010 рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о кислотах, их составе, классификации, свойствах.
Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений.
Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять кислоты на основе их состава; рассмотреть их классификацию; применять эти знания в практической деятельности, в быту.
Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, ион водорода, кислотный остаток.
Задачи:
1) изучить состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат);
2) продолжить развивать умения: прогнозировать, выявлять причинно-следственные связи, исследовать, работать в группах (метапредметный результат);
3) сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный, исследовательский.
Просмотр содержимого документа
«Кислоты, их классификация и свойства »
Муниципальное образование Новокубанский районмуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 х. Камышевахамуниципального образования Новокубанский район
Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства
Исполнитель: Тицкая Татьяна Викторовна,
учитель химии и биологии, высшей
категории МОБУООШ № 21 с. Камышеваха
Класс: 8
Тема: Кислоты, их классификация и свойства
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о кислотах, их составе, классификации, свойствах и применении.
Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений.
Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять кислоты на основе их состава; рассмотреть их классификацию; применять эти знания в практической деятельности, в быту.
Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, ион водорода, кислотный остаток.
Задачи:
1) изучить состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2) продолжить развивать умения: прогнозировать, выявлять причинно-следственные связи, исследовать, работать в группах (метапредметный результат); 3) сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный, исследовательский.
Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук; проектор мультимедийный; образцы жидких кислот: соляной, серной, азотной, уксусной; кристаллических кислот: лимонной, аскорбиновой. Фрукты и овощи.
Оборудование и реактивы для учащихся: минилаборатория, листы цветной бумаги, маркеры.
Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002; Горковенко М.Ю. В помощь школьному учителю. –М.: ВАКО, 2007
Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- извлекать информацию, представленную в разной форме;
- формулировать конечный результат.
личностные УУД:
-формирование учебной мотивации,
- формирование адекватной самооценки,
- необходимость приобретения новых знаний.
регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель и план деятельности на уроке;
- работать с учебником, таблицами, Периодической системой Д.И. Менделеева.
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
- использовать знаково-символические записи, химические понятия.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока
Учитель организует работу в группах по карточкам (приложение 1)
Работают в группах. Личностные УУД:
уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать и слышать, общаться в группе, излагать свои мысли в письменной и устной форме
2.
Этап актуализации и пробного учебного действия
Задает вопросы (приложение 2)
Фронтальная беседа
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, общаться в группе, излагать свои мысли в устной форме.
3.
Этап выявления места и причины затруднения
Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3)
Записывает на доске тему урока.
Показывает ЭОР, демонстрирует образцы кислот.
Рассказывает ТБ при работе с кислотами.
Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы, пользоваться Периодической системой Д.И. Менделеева.
4.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Знакомит с классификацией кислот. Предлагает составить схему (приложение 4)
Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
Работают с учебником §20 стр. 102. Познавательные УУД: умение работать с текстом, литературой.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, использовать знаково-символические записи, химические понятия
5.
Этап первичного закрепления с озвучиванием материала
Организует работу учащихся в парах, в группах с проговариванием материала.
Проговаривают материал, анализируют записи (классификацию) кислот, их растворимость в воде.
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь излагать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
6.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельную работу по карточкам (приложение 5)
Записывают в тетрадях.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого) (приложение 8).
Применяют знания на практике.
Регулятивные УУД:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке, прогнозировать результат исследования.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний -отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
7.
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает выполнить задание на стр.107 упр. № 2
и поменяться работами после завершения для взаимопроверки
Решают самостоятельно.
Применяют знания на практике.
Выполняют задания в тетрадях.
Перечисляют критерии оценивания.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание.
Регулятивные УУД:
уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой
Информация о домашнем задании
Записывает домашнее задание на доске: §20 стр.107 № 1,5 поясняет на что обратить внимание
Записывают в дневник
8.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - кислота (приложение 6)
Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?
Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 7)
Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.
Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.
Познавательные УУД: умение анализировать результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)
Приложение 1
Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающимиклассификации оксидов (I группа), оснований (II группа).
оксиды
основания
неметаллов
металлов
растворимые
нерастворимые
Перед вами листы цветной бумаги.
- Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.
- Голубой цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.
Лечение цветом называется хромотерапией. Возьмите тот цвет листа, который улучшит ваше настроение и укрепит здоровье. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.
Карточка № 1: распределите по классам формулы указанных веществ (формулы написаны на доске)
- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.