Знание состава, формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, знание техники безопасности.
Умение характеризовать физические свойства кислот, умение составлять уравнения, характеризующие свойства кислот, экспериментально доказывать химические свойства кислот, определять тип химической реакции.
Развивать внимание, мышление и память.
Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кислоты и их свойства »
Тема урока: Кислоты и их свойства.
Цель урока:
Знание состава, формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, знание техники безопасности.
Умение характеризовать физические свойства кислот, умение составлять уравнения, характеризующие свойства кислот, экспериментально доказывать химические свойства кислот, определять тип химической реакции.
Развивать внимание, мышление и память.
Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.
Оборудование на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная, азотная, серная, фосфорная кислоты, , цинк, медь, оксид магния, хлорид бария, гидроксид натрия, вода.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала. а) Химические свойства кислот б) Лабораторные опыты
Закрепление изученного материала
Обобщение и систематизация
Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент:
- Какое у вас сегодня настроение?
- Нравится ли вам сегодня погода?
У природы нет плохой погоды, всякая погода хороша, а ещё есть красивые слова в песне “Погода в доме”. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке у нас царила атмосфера добра, и вы чувствовали себя также уютно и комфортно, как чувствуете себя дома. А для начала улыбнитесь, так как улыбка обогащает тех, кто её дарит и бодрит тех, кому она дарована.
II. Проверка знаний:
Ожидаемые результаты
Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств. А что же между ними общего? Как вы думаете?
– Лимон, яблоко - кислые на вкус…
– Кислоты
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты
Сначала вспомним уже знакомый материал.
Сегодня на уроке собрались экспериментаторы: “металлисты”, “оксидисты”, “ основанисты”, “солисты”. Во время урока вы будете получать жетоны за правильные ответы, в конце урока подведем итог.
Чтобы настроиться на рабочий лад, отгадайте шараду.
Сформулируйте определение понятия “кислота”.
Чем определяется индекс у водорода? Чтобы подчеркнуть исключительную роль водорода в составе кислот, в химических формулах кислот его ставят на первое место.
Ответьте на вопрос
1. Формулы, каких веществ “лишние” и почему?
Что общего в формулах этих кислот?
2. Скоростная химическая дорожка: дать название кислот.
Какова классификация кислот? (классификация кислот по схеме )
а) по содержанию кислорода; б) по количеству атомов водорода?
Каковы физические свойства кислот?
Какую пользу и вред приносят кислоты?
III. Изучение нового материала, с закреплением изученного материала.
Как определить наличие или отсутствие кислот?
Мы с вами сказали, что кислоты кислые на вкус, какие кислоты вы пробовали? (лимонная, щавелевая, яблочная, уксусная).Совсем не обязательно для определения кислоты пробовать вещества на вкус. Для этого существуют специальные вещества-указатели.
Индикаторы – это органические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды, в которой они находятся. Предлагаю учащимся исследовать окраску индикатора в нейтральной и кислотной средах.
У Вас на столах лежат инструкции по проведению опытов, но прежде приступить вспомним правила техники безопасности.
Обращаю их внимание на необходимость аккуратно работать с кислотами, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды. Соблюдение ТБ при работе с кислотами:
Не нюхать! Не пробовать!. Что бы не попадала в глаза.! Не разливать.! О любых проблемах сообщать учителю!!!!!!!!
Чтобы лучше запомнились правила техники безопасности читаем стихи.
Правила техники безопасности от строгой химички
Работа в группах
“Металлисты”: вода и соляная кислота
“Оксидисты”: вода и фосфорная кислота
“Основанисты”: вода и азотная кислота
“Солисты”: вода и серная кислота
Учащиеся выполняют лабораторный опыт в группах, делают выводы. Результаты оформляют в виде таблицы
Обсуждаем опыт с классом. Совместно с учащимися формулируем выводы:
Задания для групп:
“Металлисты”
Реакция 1.Металл + кислота = соль + водород
Выдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.
Определить тип реакции, указать признаки реакции .
Сделать вывод.
Что происходит? Почему? Металлы имеют различную химическую активность. Она отражена в ряду напряжений металлов.
Металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы, расположенные в ряду напряжений правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. С кислотами реагируют металлы, находящиеся в ряду активности до водорода: чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.
Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.