2) Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.
3) Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими
кислотами.
Оборудование: Растворы важнейших неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной. Индикаторы. Стеклянная химическая посуда.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слайд 1,2.
1) Разминка – химические символы N, H, P, S, C, Cl , О
Слайд 3,4.
2) И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи скотча прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.
3) Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими
кислотами.
Оборудование: Растворы важнейших неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной. Индикаторы. Стеклянная химическая посуда.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слайд 1,2.
1) Разминка – химические символы N, H, P, S, C, Cl , О
Слайд 3,4.
2) И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи скотча прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.
MgO Са(OH)2 HCl
CaO NaOH H2SO4
K2O KOH H2CO3
Na2O LiOH H3PO4
HNO3
H2S
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.
И сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
Слайд 5
Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств.
А что же между ними общего? Как вы думаете?
– Лимон, яблоко- кислые на вкус…
– Кислоты
Слайд 6
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку– яблочная кислота, скисшему молоку–молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты
Что же нам необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их представителей…
Слайд 7
Откройте тетради, запишите тему урока: “Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.”
II. Изучение нового материала
1. Кислоты. Состав, названия и классификация кислот.
Показ Слайдов 8-11
Все растворы с виду одинаковые , прозрачные. Есть кислоты и в твердом состоянии: фосфорная, лимонная, борная, аскорбиновая, стеариновая.
Слайд 12
2. Начнем урок с определения:
«Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка»
Слайд 13
НхАn – общая формула кислот.
Н - атомы водорода
Аn – кислотный остаток.
х – совпадает с валентностью кислотного остатка.
(Записать в тетрадь!)
Слайд 14
2. Названия кислот:
HCl – хлороводородная
HBr - бромоводородная
H+1N+5O3-2 – азотная
H+1N+3O2-2 – азотистая
H2+1S+6O4-2 – серная
H2+1S+4O3-2 - сернистая
(Записать в тетрадь!)
Слайд 15
Работа в парах! На ваших партах лежат карточки, посовещавшись друг с другом, составьте соответствие между названием кислоты и её формулой.
Задание по карточкам составьте соответствие
Кислоты
Названия кислот
H2SO4
угольная кислота
HCl
фосфорная кислота
H2CO3
сероводородная кислота
H2S
серная кислота
H3PO4
азотная кислота
HNO3
хлороводородная или соляная кислота
Проверяем по слайду!
Слайд 16
3.Классификация кислот.
Кислот много и чтобы их было удобно изучать, постараемся поделить их на группы.
Учитель показывает заранее приготовленные формулы кислот.
Вопрос классу! По какому признаку кислоты разделены на группы?
1 группа
HF - фтороводородная
HCl - хлороводородная
HBr - бромоводородная
HI - йодоводородная
H2S - сероводородная
2 группа
HNO3 - азотная
HNO2 - азотистая
HClO4 - хлорная
H2SO4 - серная
H2SO3 - сернистая
H2CO3 - угольная
H2SiO3- кремниевая
H3PO4 - фосфорная
H3BO3 - борная
Слайд 17
Вывод:Кислоты можно разделить на две группы: кислородсодержащие и бескислородные.
Слайд 18
Далее учитель показывает следующие пары кислот.
HCl и H2S : H2SO4 и H3PO4
Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)
Вывод:Кислоты делятся на группы: одноосновные; двухосновные; трехосновные.
Слайд 19
Работа с таблицей «Классификация кислот»
перечертите таблицу! Формулы и названия этих кислот вы должны будите выучить.