Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов |
ПРЕДМЕТНЫЕ | Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе» Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения | 2 уровень - определение понятий
2 уровень, действия по образцу |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную Планируют собственную деятельность Осуществляют контроль и оценку своих действий | 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя |
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы | 2 уровень – устойчивый познавательный интерес |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивациионно-целевой этап | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний Вызвать познавательный интерес к проблеме Организо- вать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблем ной ситуации: | Групповая (парная), фронтальная | Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C2H5OH CH3NH2 NH3 HNO3 PH3 H3PO4 CaCO3 CuO NO Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме Предлагает проблемную ситуацию - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2 Предлагает поделиться впечатлениями 5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи 6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную. | 1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание 2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ NH3 -- NO-- HNO3 -- NaNO3) 3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO NO2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия 4. Выбирают не все вещества. 5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл 6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью | Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний) Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | Организо-вать совместное с учителем планирование и выбор методов исследова-ния | беседа | фронтальная | Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод | Предлагают ответить на вопросы. Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна Предлагают провести опыт | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы |
Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу | Слушают информацию о технике безопасности Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно. |
Поисково-исследовательский этап | Организо-вать поиск решения проблемы | Исследование | Групповая (парная) и фронтальная | Выдаёт необходимое оборудование | Получают оборудование, организуют рабочее место | Предметные УУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели |
Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II) | Слушают, уясняют поставленную задачу |
Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся | Проводят экспериментальную проверку гипотезы |
Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу | Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки |
Организует обмен мнениями, результатами | Сообщают свои наблюдения и полученные результаты |
Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций
Помогает сделать выводы | Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом. Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4 |
| | | | Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты | Слушают и смотрят презентацию | |
Практичес-кий этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | Упражне-ние в выполнен-ии заданий | Групповая | Предлагает ответить на вопросы на слайде | Обсуждают ответы в группе, сообщают классу | Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету |
Рефлексив-но-оценочный этап | Обеспечить осмысление процесса и результата деятельно-сти | беседа | Индивидуальная, фронтальная | Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то …. | Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства. | |
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму: | Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму | Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели |
Формулирует и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник | |