Солтүстік Қазақстан облысы Петропавл қаласы әкімдігі
«Петропавл қаласының білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің
«№ 8 жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие орта мектеп-кешені»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-КОМПЛЕКС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ № 8»
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА» АКИМАТА
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок по химии
«Школа молодого учителя»
ТЕМА
«Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД»
Учитель: Айсина Наталья Ивановна
Петропавл қаласы, 2016 ж.
ТЕМА: Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД
Цель: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами кислот с точки зрения ТЭД.
Задачи:
Изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации, отработать умение составлять химические формулы, уравнения химических реакций в молекулярном и ионных видах.
Развивать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям; развивать навыки работы с веществами.
Воспитывать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемно-исследовательский
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать: а) классификацию кислот
б) химические свойства кислот с позиции ТЭД
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) составлять уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций ;
г) пользоваться таблице растворимости.
Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: презентация, учебники, таблица растворимости, р-р NaOH, H3PO4, Na2CO3, AgNO3 , лакмус, фенолфталеин.
Опорные знания: основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
ХОД УРОКА
Орг.момент (2мин)
Ребята, внимательно посмотрите на облака. Какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
Проверка д/з (10 мин) Химический диктант
1.Положительно заряженный ион Катион
2.Отрицательно заряженный ион Анион
3.Ионы натрия окрашивают пламя Интенсивно-жёлтая окраска
4.Хлорид-ионы служат реактивом на катионы Серебра
5.Катионы бария являются реактивом на ионы Сульфат-ионы
6.Ионы водорода являются реактивом на ионы Карбонат-ионы
7.Раствор поваренной соли содержит не атомы натрия, а ионы натрия
8.Движение ионов в растворе или расплаве Хаотическое
9.Процесс распада электролита на ионы в растворе или расплаве называется ЭЛ.Диссоц.
10.Кислота диссоциирует на Катионы водорода
11.Щёлочи образуют в растворе Катионы Ме и гидроксид-ионы
12.Реакции, протекающие м/у ионами называются Ионными
13.Назвать условия протекания ионных реакций (выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита)
14.Новые свойства иону придаёт его Заряд
15.Диссоциаци это процесс Обратимый
СЛАЙД 1. Вы любите фруктф? Какой вкус у фруктов?
Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонная, яблочная, щавелевая и т.д. Они играют определённую роль в пищеварении, а значит и в нашей жизни.
Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые важны для человека, т.к. он использует их в своей деятельности, несмотря на то, что с ними нужно обращаться крайне осторожно. Назову некоторые материалы и продукты, при производстве которых используются кислоты: лаки, эмали, красители, минер.удобрения, пластмассы, искусственная кожа, резина, лекарства, маргарин, средства косметики и парфюмерии и т.д.
Мы же с вами поговорим о кислотах в узком аспекте, т.к. тема нашего урока «Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД»
Ещё великий Шекспир сказал «От кислых яблок сразу скисну» я же пожелаю вам, ребята, себе, и прежде всего нашим гостям, не скиснуть от наших ответов.
А теперь перейдём к теме урока.
Давайте вспомним определение кислот с точки зрения ТЭД
Кислоты- сложные вещества, при диссоциации которых в водных растворах образуется в качестве катионов ионы водорода (или ионы оксония).
Как определить раствор кислоты?
Группа экспертов. С помощью индикатора лакмуса мы можем определить ионы Н+ , раствор приобретает красный цвет.
Учитель записываем полную диссоциацию: HCI + H2O ↔ H3O+ + CI-
или HCI ↔ H+ + CI-
Если в растворе кислоты наряду с ионами остаётся много недиссоциируемых молекул, то кислота называется слабой.
А теперь давайте вспомним химические свойства кислот и рассмотрим их как свойства электролитов.
Взаимодействие кислот с Ме
Вопрос учащимся: Как реагируют Ме с кислотами в зависимости от активности Ме-в?
ОТВЕТ: При взаимодействии с Ме, стоящими до Н, идёт вытеснение атомов водорода в растворах кислот
Просмотр видеоопыта.
Записываем уравнение диссоциации вместе с учителем.
Zn + 2HCI=ZnCI2 + H2↑
Zn + 2H+ + 2CI- = Zn2+ + 2CI- + H2↑
Zn + 2H+ = Zn2+ + H2↑
Взаимодействие сильных кислот с оксидами Ме.
Просмотр видеоопыта.
Записываем уравнение диссоциации вместе с учителем.
H2SO4 + CuO= CuSO4 + H2O
2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO42- + H2O
2H+ + CuO = Cu2+ + H2O
СЛАЙД
Взаимодействие кислот с основаниями
Вопрос учащимся: 1)к какому типу реакций относятся данные реакции?
2) Дать полное определение реакциям нейтрализации.
Группа экспертов. ДО К раствору NaOH приливаем фенолфталеин, окраска малиновая и понемногу приливаем фосфорную кислоту, окраска обесцвечивается. Это говорит, что в растворе образовалась соль, среда нейтральная.
3NaOH + H3PO4= Na3PO4 + 3H2O
3Na+ + 3OH- + 3H+ + PO43- = 3Na+ + PO43- + 3H2O
3OH- + 3H+ = 3H2O
OH- + H+ = H2O
Взаимодействие с солями
Группа экспертов. ДО Выделение газа
При приливании раствора Na2CO3 к раствору H3PO4 происходит бурное вскипание, что говорит о выделении углекислого газа.
3Na2CO3 + 2H3PO4 = 2Na3PO4 + 3H2O + 3CO2↑
6Na+ + 3CO32- + 6H+ + 2PO43- = 6Na+ + 2PO43- + 3H2O + 3CO2↑
3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2↑
CO32- +2H+ = H2O + CO2↑
ДО Выпадение осадка
К раствору фосфорной кислоты приливаем раствор нитрат серебра, образуется жёлтый осадок.
3AgNO3 + H3PO4 = Ag3PO4 ↓+ 3HNO3
3Ag+ + 3NO3- + 3H+ + PO43- = Ag3PO4 ↓+ 3H+ + 3NO3-
3Ag- + PO43- = Ag3PO4 ↓
Вопрос учащимся: Почему все кислоты обладают сходными свойствами?
(Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных реакций)
ОТВЕТ: Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.
Закрепление
В нашем классе расцвёл химический цветок, но на его лепестках формулы веществ. Вспомним о лете.(Летом, вы наверное гадали на ромашке, «любит-не любит»), так мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой.
На лепестках формулы: Au, Zn, CuO, CO2, NaOH, HCI, Na2SiO3 и слова фенолфталеин, лакмус. Отрываем ненужные лепестки (остаются Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3 , лакмус.)
Расположите лепестки в логической последовательности.(лакмус Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3 ).
СЛАЙД Домашнее задание §10 стр.45-46
Написать уравнения реакций взаимодействия данных веществ : Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3 с серной кислотой в молекулярном и ионных видах.
Приготовить доклад «Кислоты в нашей жизни»
РЕФЛЕКСИЯ Слайд
Оценки за урок
Самоанализ урока
Урок «Химические свойства растворов кислот с точки зрения ТЭД» соответствует расписанию календарно-тематического планирования.
Цель урока:познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами кислот с точки зрения ТЭД.
Задачи урока:
Изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации, отработать умение составлять химические формулы, уравнения химических реакций в молекулярном и ионных видах.
Развивать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям; развивать навыки работы с веществами.
Воспитывать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемно-исследовательский
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать: а) классификацию кислот
б) химические свойства кислот с позиции ТЭД
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) составлять уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций.
г) пользоваться таблице растворимости.
Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Опорные знания: основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Методы обучения: беседа, работа в группе, взаимооценивание, оценивание по критериям
Основные ресурсы: таблица растворимости, учебник, презентация урока.
Цели и задачи, поставленные на уроке были достигнуты.При опросе домашнего задания в виде химического диктанта, качество усвоения предыдущей темы «Качественные реакции на катионы и анионы» показало 82%, успеваемость 100%. В ходе изучения новой темы, ребята справились с заданиями, а учащиеся группы «Экспертов» показали демонстрационные опыты с последующим подтверждением написания соответствующих уравнений химических реакций в молекулярном, полном ионном и ионном сокращенном видах. Каждый учитель стремится к тому, чтобы преподаваемый предмет был интересен для учащихся, как по содержанию, так и по методам обучения. В этом смысле на уроках химии очень эффективны активные формы обучения с использованием демонстрационных или лабораторных опытов, где учащиеся концентрируют своё внимание на результате опыта. Учащимся очень нравятся такие уроки, они охотно к ним готовятся, здесь проявляется их фантазия, умение работать в группах, аргументировать свое мнение, повышается интерес к предмету.