Химические отравляющие вещества и история их применения
Химические отравляющие вещества и история их применения
Тема: Химические отравляющие вещества и история их применения.
Цель урока:
Образовательная: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами проблемного обучения и критического мышления.
Развивающая: углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах нейтрализации.
Воспитательная: воспитать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Тип урока: интегрированный урок химии с историей
Вид урока: интегрированный урок расширения и углубления знаний
Формы урока: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы и методические приемы: эвристическая беседа, проблематизация, самостоятельное исследование, анализ учебной информации, решение задач, применение предыдущих знаний в новой ситуации, элементы развивающего обучения и критического мышления, оценивание групповых работ.
Основные понятия: отравляющие вещества, хлор, синильная кислота, фосген, иприт, нейтрализация, первая помощь (Женевская конвенция)
Просмотр содержимого документа
«Химические отравляющие вещества и история их применения »
Дата 27.11.2013г
Класс: 11 «Б»
Тема: Химические отравляющие вещества и история их применения.
Цель урока:
Образовательная: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами проблемного обучения и критического мышления.
Развивающая: углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах нейтрализации.
Воспитательная: воспитать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Тип урока: интегрированный урок химии с историей
Вид урока: интегрированный урок расширения и углубления знаний
Формы урока: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы и методические приемы: эвристическая беседа, проблематизация, самостоятельное исследование, анализ учебной информации, решение задач, применение предыдущих знаний в новой ситуации, элементы развивающего обучения и критического мышления, оценивание групповых работ.
Основные понятия: отравляющие вещества, хлор, синильная кислота, фосген, иприт, нейтрализация, первая помощь (Женевская конвенция)
Наглядность и оборудования: проектор, презентация, компьютер, рабочие листы, маркеры, ватман.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный этап.
(5 минут)
Организация работы на уроке
Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников
2. Актуализация знаний. Постановка учебных задач
(3 минуты)
Создание проблем-ной ситуации и познавательного интереса к ней.
Зачитывает историческую справку. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Фиксируют проблему. Устанавливают связи между фактами и темой урока, высказывают во время беседы известные факты о первой мировой войне, через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
3. Совместное исследование проблемы. Реализация построенного проекта (15 минут)
Поиск решения учебной задачи.
Организует и координирует учебное исследование рабочих групп, задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды ; организует текущий контроль; направляет работу по дополнительной информации; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Выдвигают гипотезы, прорабатывают дополнительный материал, который будет использован в дальнейшей работе.
Устанавливают рабочие отношения в группах, сотрудничают, выражают свою точку зрения. Участвуют в обсуждении содержания материала
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды.
Задания на проверку понимания изученного материала
Проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ.
Осуществляют работу по выполнению отдельных упражнений. Готовят сообщения.
Перерабатывают материал в соответствии с поставленными условиями. Осуществляют самоконтроль.
6.Включение в систему знаний и повторение (3 минуты).
Применение знаний в новых ситуациях.
Предлагает оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при отравлении ОВ.
Организует работу по расширению полученных знаний.
Применяют полученные знания на практике, при решении задач, упражнений.
Признают свои ошибки и адекватно оценивают правильный ответ
Самопроверка и взаимопроверка.
7.Рефлексивно-оценочный этап (10 минут)
Рефлексия и контроль.
Обеспечивает осмысление процесса и результата деятельности. Организует само – и взаимооценки учебной деятельности. Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников;
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Осуществляют само – и взаимооценки собственной учебной деятельности. Записывают домашнее задание.
Рефлексия своих действий
Оценивают степень достижения целей
8. Домашнее задание (1 минута)
Формулирует и комментирует домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего вида учащихся, организация внимания, настрой на работу, формирование групп1 распределить класс на 4 группы по направлениям (история, юрист, химия, экология). Каждая группа рассматривает задания по своей точки зрения по направлениям. (слайд №1)
Оценивание работы групп
Учителя разрабатывает форму наблюдения, обсуждают и утверждают с учащимися «Оценивание работы групп» на протяжении данного периода (слайд №2)).
Слово учителя истории: вам даются критерии по которым вы будите оценивать ваших соперников:
Доступность
Регламент
Научность
Наглядность
№
Проект
Химические реакции
Всего
Место
Историки
Юристы
Химики
Экологи
После оглашения задания учителя ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму.
В процессе выполнения задании учителя заполняют первые два столбца – «Проект» и «химические реакции».
Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. Каждая группа при оценивании других доказывают поставленные оценки. На этом этапе учителя может задать учащимся следующие вопросы:
1. Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?
2. С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их
преодолеть?
2. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя истории (создание проблемной ситуации)2:
Эта история произошла во время I мировой войны. Ещё было далеко до рассвета, но ветер дул с запада прямо в лицо, и это был не предутренний ветер, а знак перемены погоды. Как уверяют свидетели, многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого «желтого тумана», но не предавали ему значения.
Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. «Желтый туман» душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Люди с воплями носились по окопам, сталкиваясь друг с другом падали, бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.
Происшествие наделало много шума, и к вечеру мир знал, что на поле боя вышли химики. Немного позже, в других сражениях I мировой войны, были использованы и другие вещества, обладающие подобными свойствами.
Учитель истории: Как вы думаете, о каком веществе идет речь в исторической справке, и какие вы знаете вещества, обладающие подобными свойствами? Что связывает химию с событиями I Мировой войны? Что вы думаете о теме нашего урока? Давайте вместе, определим задачу нашего урока.
Ученики выдвигают предположения, доказывают их правильность, обобщая все высказывания, предполагают тему урока.
4.Совместное исследование проблемы. Реализация построенного проекта
Учитель истории: Сегодня мы познакомимся с особыми веществами, имеющими необыкновенные свойства. Это отравляющие вещества, которые впервые были использованы, в таких огромных масштабах, на полях сражений I мировой войны. Что вы знаете о них? Класс распределено по группам. Каждая группа рассматривает видео по своей тематике. Учитель предлагает решить ее в течение пяти минут. Учащиеся должны внимательно (прослушать или посмотреть) слушать видео и представить свою точку зрения в флипчатах (слайд №3-4).
Ученики: Группы задают друг другу вопросы, отвечают на них, фиксируя правильные ответы.
Учитель истории: А теперь давайте вспомним из истории, какие отравляющие вещества были ещё использованы в качестве оружия массового поражения?
Предоставим слово историкам. Они расскажут об истории возникновения химического оружия.
Об известных сегодня отравляющих веществах расскажут химики.
А сейчас перед вами выступят юристы. Они кратко остановятся на истории вопроса о запрещении боевых отравляющих веществ.
О проблемах связанных с уничтожением химического оружия расскажут экологии.
Первичная проверка понимания изученного.
Задание вызывает затруднение, поэтому ученикам предлагается проработать дополнительный материал, который будет использован в дальнейшей работе. Группы проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ: фосгена, иприта, синильной кислоты. Ученики отбирают информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники), заполняют таблицу (слайд №5).
№ группы
Физические свойства
Прогнозирование химических свойств
Физиологическое действие на организм
Класс ОВ
1-фосген
2-иприт
3-синильная кислота
Далее учитель химии раскрывает вопросы (слайд№6):
средства доставки ХО
мероприятия по защите от ХО
Задание 2.
Учитель химии задает воросы для закрепления изученного материала:
Какие типы ХО вы знаете?
Когда и где было впервые применено ХО ?
Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.
Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.
Какие средства доставки ХО вы знаете?
Какие меры по защите от ХО вы знаете?
Далее на экране появляется таблица и ученики заполняют (слайд №7).
Заполненная учеником таблица:
Тип отравляющего вещества
Характер воздействия на организм
Меры защиты
Возможность смертельного поражения
ОВ общеядовитого действия
Синильная кислота, хлорциан
Блокируют гемоглобин, прекращается поступление кислорода к тканям, лёгким, мгновенная потеря сознания и смерть.
ИСЗ органов дыхания –противогаз, ИСЗ кожи.
ДА
ОВ удушающего действия
фосген
Вызывают отек легких, проявляющийся в удушье, затруднении дыхания, кашле, одышке.
Противогаз
ВЕРОЯТНО
ОВ кожно-нарывного действия
Иприт
Общее отравление, поражение тканей, на которые попали пары или капельки вещества.
Противогаз, ИСЗ кожи
ВЕРОЯТНО
ОВ нервно-паралитического действия Зарин,
Паралич центральной и периферической нервной системы.
Противогаз, ИСЗ кожи
ДА
ОВ психохимического действия Би- Зет
Вызывает психохимические расстройства (галлюцинации) депрессия, страх, или слепоту, глухоту.
Противогаз, ИСЗ кожи
НЕТ
ОВ раздражающего действия Си- Эс,
Раздражение верхних дыхательных путей, кашель..
Противогаз
НЕТ
6. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель химии: Для оказания медицинскую помощь при отравлении приготовьте растворы (слайд №8-9):
3 группа: ипритом (глаза и нос следует обильно промыть, рот и горло прополоскать 2 % раствором питьевой соды или чистой водой)
4 группа: При поражении кожи газообразным аммиаком - примочки 5% раствора уксусной или лимонной кислоты.
7. Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна команда единомышленников. Учителя подводит итог урока, проводит рефлексию урока, отмечает наиболее удачные ответы, оценивает ответы учеников, даёт рекомендации некоторым учащимся, учитель истории даёт домашнее задание написать эссе на тему «Нужно ли человечеству химическое оружие?» (слайд №10).
А теперь закончим предложения и наш урок
Сегодня на уроке я узнал…
Вызвало затруднение…..
Мне это пригодится….
1 При входе в кабинет учащимся раздаются картинки. Учащиеся с одинаковыми картинками образовывают одну команду и садятся за один стол.
2 Включается видео: сцена из Первой Мировой войны.