Интегрированный урок в 9 классе "Оксиды в природе и жизни человека"
Интегрированный урок в 9 классе "Оксиды в природе и жизни человека"
Этот урок объединяет знания по химии,биологии,географии.Познакомит учащихся с оксидами,их составом,классификацией.Знакомитс ролью оксидов в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 9 классе "Оксиды в природе и жизни человека"»
Интегрированный урок
(химия + биология + география)
«Оксиды в природе и жизни человека»
Цель:
познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией;
рассмотреть названия оксидов их нахождение в природе;
роль оксидов в природе и жизни человека.
Задачи:
закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;
расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
физическая карта мира,
ноутбук, медиа проектор;
коллекция «Горные породы и минералы»;
шкатулки.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация.
Учитель географии.
– Сегодня у нас c вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по химии, биологии и географии. Такие уроки называются интегрированными, так как позволяют объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. На данном уроке мы будем говорить о необыкновенных по значимости и распространению на Земле веществах. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и после его просмотра обозначить тему нашего урока.
Тема урока: Оксиды в природе и жизни человека.(Запись на доске)
II. Проверка домашнего задания. Изучение нового материала.
Учитель химии.
– На предыдущем уроке вы изучили бинарные соединения.
– Какие соединения называются бинарными?
(Ответ учащегося: Соединения, состоящие из двух элементов.)
– На доске задания для учащихся.
Задание №1
Подчеркните формулы бинарных соединений, назовите их: NaCl, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, FeO, HNO3, SO2, O2, K2O. (Учащиеся подчеркивают бинарные соединения, а учитель просит проговорить их названия – работа по цепочке.) Из подчеркнутых формул выберите формулы оксидов и определите степени окисления элементов. (Учащиеся подчеркивают формулы оксидов, указывая степень окисления их элементов.)
Задание №2
Укажите основные признаки оксидов.
Основные признаки оксидов:
_______________________(Сложные вещества)
_______________________(Состоят из двух элементов)
_______________________(Один из элементов – кислород)
_______________________(Кислород имеет степень окисления – 2)
Самопроверка. (Результат высвечивается на экране медиа проектора).
– На основании вышесказанного дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь).
Учитель химии: Систематические названия сложных веществ строятся по формуле справа налево и состоят из двух слов: оксид и название элемента. В номенклатуре оксидов придерживаются следующих правил: (на экране)
Основные правила современной международной номенклатуры
Название оксида = «Оксид» + Название элемента в родительном падеже + (с.о. римскими цифрами)
Учитель химии:
- Существует еще бытовая или тривиальная номенклатура. Для знакомства с различными видами номенклатур будем работать с таблицей «Оксиды в природе». (экран мультимедиа)
– Дадим название некоторым оксидам. (тривиальные названия произносит и записывает на экран учитель, учащиеся в свою тетрадь)Первая простая классификация оксидов по агрегатному состоянию. – Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?
Оксиды делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Оксиды бывают солеобразующими и несолеобразующими. В свою очередь солеобразующие делятся на 3 группы: кислотные, основные, амфотерные. К несолеобразующим относятся СО, SiO, NO, N2O. При взаимодействии основных и кислотных оксидов образуется соль
CaO+CO2=CaCO3
Кислотными называются оксиды, которые при взаимодействии с водой образуют кислоты (исключение – SiO2)
N2 O5+H2O= 2HNO3
Основными называются оксиды, которые при взаимодействии с водой образует основания (это активные металлы, )
Na2O+H2O=2NaOH
Металлы валентность которых 4-7 проявляют амфотерные свойства. Оксиды этих металлов называются амфотерными, т.к. они проявляют свойства кислотных и основных оксидов. К ним относятся ZnO BeO Cr2O3 MnO2
Задание №3 Используя ключевые слова по теме «Оксиды» построить логический кластер.
Кластер (англ.-ячейка, скопление; с лат. – гроздь, пучок) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
«Р» «Н» «Тв» «Ж» «Г»
Солеобразующие
Несолеобразующие
NO, N2O, CO, SiO
ОКСИДЫ
Основные Кислотные
Амфотерные
+ Н2О
Основание
Основный оксид
+ +
+Н2О
Кислота
Кислотный оксид
Соль
Учитель географии
– На уроках географии и природоведения мы уже знакомились с водой. Что вы знаете о воде? (ответы учащихся)
-Ребята по ходу беседы заполняйте в таблице графу «нахождение в природе».
1. Вода – уникальное природное соединение.
(На экране высвечивается айсберг в океане и запись «Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды»)
Все тела, переходя из жидкого в твердое состояние уплотняются. Вода же не подчиняется этому правилу, лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения.
2. Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед.
При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения.
(Слайд с рыбой в проруби)
Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.
(На экране капель с текстом «С понижением температуры падает величина плавления льда»)
3. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.
(На экране текст «На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда»)4. Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна.
(Виды разных сезонов года одного и того же места)
5. Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.
(На экране «Удельная теплоемкость – сколько надо затратить теплоты на нагревание 1 килограмма воды»)
По ходу урока учащиеся в тезисной форме записывают в тетради свойства воды и их значение в природе:
способность расширяться – спасает от оледенения;
защищает от переохлаждения;
оберегает от наводнения;
плавная смена времен года;
нет резких перепадов температур.
Учитель биологии
Биологическое значение воды для живых организмов.
– Вода входит в состав клеток живых организмов и является участницей всех процессов их жизнедеятельности.
(На экране схема «Содержание воды в организме человека»)
– Каково же биологическое значение воды для материального мира?
Чтобы ответить на данный вопрос, внимательно посмотрите на экран, здесь будут появляться изображения. Ваша задача, определить какую функцию выполняет вода в каждом конкретном случае.
(Выводы фиксируются в графе «Значение в природе и жизни человека» таблицы).
– Когда вещество переходит в раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и их реактивная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водной среде.
(На экране «Универсальный растворитель»)
Вывод: вода превосходный растворитель.
– Для многих клеток и организмов, для которых характерно значительное постоянство условий. Вода является…
(На экране «Среда обитания», слайд водоем с живыми организмами)
Вывод: средой обитания.
– Присущие воде свойства растворителя означает также, что вода служит средой для перемещения различных веществ. Эту роль она выполняет: в крови, в лимфатической системе, пищеварительной системе животных, проводящей системе растений (сосуды и ситовидные трубочки).
(На экране кровеносная система человека и передвижение веществ по стеблю растения)
Вывод: среда для транспорта различных веществ.
– Вода способствует …
(На экране распространение семян, гамет, личинок)
Вывод: миграции и распространению семян, плодов некоторых наземных растений – кокосовая пальма и личиночных стадий животных.
– Среда, где происходит…
(На экране оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом)
Вывод: процесс оплодотворение.
– Обуславливает осмос и тургесцентность, от которых зависит рост, увеличение клеток, поддержание структуры и движение устьиц.
(Слайд плазмолиза и деплазмолиза)
Вывод: обеспечивает поддержание пространственной структуры клеток.
– Испарение молекул воды с поверхности тела, сопровождается затратой энергии и охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении и тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепеке сидят с открытым ртом. Таким образом контролируется температура тела у животного. Данное явление играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев.
(На экране испарение воды листьями и изображение собак)
Вывод: вода способствует терморегуляции живых организмов.
– Высокая теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в организме. В живом организме непрерывно происходят реакции сопровождающиеся выделением тепла. Тепло равномерно распределяется по всей воде содержащейся в организме. Тем самым, устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения каких либо тонких структур.
(На экране изображение тела животного в инфракрасном излучении)
Вывод: вода обладает хорошей теплопроводностью
(На экране прорастание семени фасоли)
– У растений обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие.
Вывод: вода необходима для прорастания и развития семян. – Вода способна оказывать воздействия и на эволюционные процессы. Одним из главных факторов естественного отбора влияющих на видообразование является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду, такого рода приспособления представляются подлинным чудом «изобретательности» природы.
(Слайд «фактор естественного отбора»)
Вывод: вода способна оказывать влияние на эволюционные процессы.
– Все живое на Земле зависит от растений – либо непосредственно, либо, как в случае с животными, косвенно. Растения делают энергию и углерод доступными для живых организмов. Это происходит благодаря процессу фотосинтеза.
Учитель предлагает вспомнить определение фотосинтеза.
Для создания крахмала растениям нужна вода.
(Слайд «Образование органических веществ»)
Вывод: растения являются автотрофами. Органическое вещество – крахмал образуется в процессе фотосинтеза.
– Без воды жизнь невозможна, биологическое значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.
Учитель географии
В незначительных количествах, около 0,003% СО2 содержится в воздухе. В природе, он образуется при гниении растений и животных остатков, дыхании всех живых организмов (таблица «состав воздуха»).
– Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений.
Перед вами коллекция горных пород и минералов. Найдите и рассмотрите в ней оксиды, назовите их. (Учащиеся приводят примеры оксидов в коллекции)
Более 50% земной коры состоит из кремнезема или кварцевого песка.
(На экране высвечивается слайд с горным хрусталем, а учащиеся находят его в коллекции «минералы и горные породы», которые есть у них на парте)
Очень чистый кремнезем известен также в виде минералов горного хрусталя, который встречается в Бразилии, на Мадагаскаре, Цейлоне, а в нашей стране – на Урале и в Восточной Сибири. (Учитель показывает регионы на карте мира)
(На экране слайды с аметистами и агатами)
А окрашенный различными примесями он образует драгоценные и полудрагоценные камни яшма, аметист, агат. Аметистами всегда славились Бразилия, Уругвай, Шри-Ланка, Мадагаскар. У нас в стране аметисты, например, есть на Кольском полуострове, а агаты на Урале. (Карта
111 Рефлексия.
- Ребята, перед вами 3 шкатулки. В каждом из них находится вещество, которое вы должны отгадать.
Шкатулка №1.
– Древний философ Фалес из Милета еще в IV веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед –
И радуга и лед.
Что это за вещество? (Ответ: вода или оксид водорода)
– Шкатулка №2?
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов? (Углекислый газ или оксид углерода IV)
Шкатулка №3.
В его прозрачной глубине –
незыблемая вечность.
В нем есть и радость, и покой,
и мира бесконечность.
Что это? (Горный хрусталь или оксид кремния IV)
1V. Домашнее задание.
Урок я хочу закончить словами великого английского учёного Майкла Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производственно выполняя свой долг перед человечеством».