Данный урок по теме "Алюминий" знакомит учеников с физическими и химическими свойствами алюминия, его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности.на уроке закрепляем навыки решения задач,составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном в виде;осуществлять цепочки химических превращений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: Ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия, его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности. закрепление навыков написание уравнений химических реакций
Ход урока:
1 этап. Оргмомент.
2 этап. Актуализация ЗУН. Проверка дом.задания.
Фронтальный опрос класса:
Охарактеризуйте свойства солей элементов главной подгруппы II группы?
Какие природные соединения элементов главной подгруппы II группы вам известны?
Охарактеризуйте биологическую роль кальция и магния.
Какое применение имеют соединения кальция? Магния?
Каково применение сульфидов ЩЗМ? Каким свойством они обладают?
Таблица – чайнворд (см.приложение)
Решение упр. 3.(у доски)
Дано:Решение:
m(известняка) = ]. Вычислим из чистого вещества, т. е. СаС03: = 2 т = 2000 кг; w(СаС03) = 100% - 25% = 75%
w(примеси) = 25%; 2. вычислим массу СаСО3:
2000 кг-100% 2000 кг-100%
Х кг -75%
v(Ca(OH)2) = ?
X=2000*75^100=1500кг CaCO3
3.Установим мольное соотношение основного элемента(Cа) в двух соединениях(в начальном и конечном).
CaCO3"Ca (OH) 2, изприведённых формул видно, что из 1молекулы CaCO3 можно получить 1 молекулуCa (OH) 2 (соотношение ионов кальция1:1).значит, из 1моль CaCO3 можно получить1 моль Ca (OH) 2 .
М(CaCO3)= 40+12+3*16=100г\моль
Переведём кг в г: 1500*103 =15*105г
V=m:M=1500000г*100г\моль=15000моль
Такое же количество вещества получится и Ca (OH) 2
Ответ: v(Ca(OH)2)=15000 или 15кмоль
3 этап. Изучение нового материала.
1.Открытие алюминия.«Серебро из глины»
Впервые Al был получен датским физиком Эрстедом Х. в 1825 г. Название элемента происходит от лат. алюмен, так в древности называли квасцы, которые использовали для крашения тканей (KAl(SO4)2 . 12H2O).
Немецкий учёный Ф. Велер (1827 г.) получил алюминий при нагревании хлорида алюминия со щелочными металлами калий и натрий.
В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора.
2. Строение и свойства атомов (заполнить пропуски на слайде)
Алюминий - элемент III группы, главной подгруппы.
Заряд ядра атома алюминия равен +13.
В ядре атома алюминия 13 протонов.
В ядре атома алюминия 14 нейтронов.
В атоме алюминия 13 электронов.
Атом алюминия имеет 3 энергетических уровня.
Электронная оболочка имеет строение 2е, 8е, 3е.
На внешнем уровне в атоме 3 электронов.
Степень окисления атома в соединениях равна +3 .
Простое вещество алюминий является металлом.
Оксид и гидроксид алюминия имеют амфотерный характер
3.Физические свойства
Алюминий – металл серебристо - белого цвета, лёгкий ( q- 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 660•С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы. Легко вытягивается в тончайшую проволоку, прокатывается в тонкие листы (0,01 мм) которая используется для пищевых продуктов (алюминиевая фольга)
3.Химические свойства
Al – сильный восстановитель. Очень активный металл, в ряду напряжений стоит сразу после ЩМ и ЩЗМ.
Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой. Но если порошок алюминия или тонкую алюминиевую фольгу сильно нагреть, то они воспламеняются и сгорают ослепительным пламенем.
взаимодействие Alc кислородом
4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q - оксид алюминия
Эту реакцию вы наблюдаете при горении бенгальских огней и фейерверков.
взаимодействие Alc неметаллами:
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 - хлорид алюминия
2Al + 3S = Al2S3 - сульфид алюминия
2Al + N2 = 2AlN – нитрид алюминия
4Al + 3C = Al4 C3 - карбид алюминия
взаимодействие алюминия с кислотами.
Алюминий взаимодействует с разбавленными кислотами (HCl, H2 SO4)
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
2Al + 3H2 SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2
Холодная конц. серная кислота пассивирует алюминий, образуя на его поверхности тонкую пленку, нерастворимую в серной кислоте.
Горячая конц. серная кислота является более сильным окислителем и взаимодействует с алюминием. При этом образуются следующие продукты реакции:
8Al + 15H2SO4 =4Al2(SO4)3 + 3H2S + 12H2O
В этих реакциях серная кислота проявляет окислительные свойства, так как сера понижает свою степень окисления. С концентрированной азотной кислотой алюминий нереагирует. Она пассивирует алюминий.
3)взаимодействие алюминия со щелочами.
2Al + 2NaOH + 2H2O =2NaAlO2 +3H2↑
4) взаимодействие алюминия с оксидами металлов. (видеоопыт)
Вопрос к классу: Реагирует ли алюминий с водой? (Учащиеся разглядывают алюминиевую проволоку в пробирке с водой, в которой ничего не произошло. Происходит ли химическая реакция, когда вы наливаете воду в алюминиевую кастрюлю? Происходит ли что-либо с алюминиевыми электропроводами, когда идет дождь? Почему?
Объяснение учителя. Сообщаем учащимся, что перечисленные изделия не изменяются под действием воды, поскольку алюминий покрыт прочной оксидной пленкой. Если эту пленку снять, алюминий будет реагировать с водой. Самый простой способ удаления оксидной пленки — зачистка поверхности наждачной бумагой.
Алюминий без оксидной пленки реагирует с водой при обычной температуре:
2А1 + 6Н2О = 2Al(OH)3↓ + ЗН2↑
Оксидная пленка защищает алюминий также от воздействия концентрированных азотной и серной кислот, поэтому их можно транспортировать в алюминиевых цистернах.
4. Получение алюминия.
Алюминий получают электролизом его оксида в расплаве криолита(3NaF.AlF3)
Метод алюминотермии был открыт русским учёным Н.Н.Бекетовым
9500, Na3[AlF6]
2Al2 O3
4Al+3O2
Эл. ток
5. Применение алюминия.
Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозийноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое применение в авиационном и космическом транспорте, а также во многих отраслях народного хозяйства. Особое место занимает алюминий и его сплавы в электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.