Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по химии»
Спецификация
итоговой контрольной работы
для учащихся 9 класса по химии
1. Назначение КИМ
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии учащихся 9 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»), Программа для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 кл. – М.: Дрофа, 2011г.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ для проведения контрольной работы по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений:
КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы, а также на проверку сформированности у учащихся умения применять полученные знания в различных ситуациях.
КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии 9 класса осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общей культуры школьников, общеобразовательной подготовки выпускников основной школы и значимости материала с точки зрения возможности его применения в повседневной жизни.
4. Характеристика структуры КИМ
Итоговая контрольная работа состоит из частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа и 4 задания - с кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
В части 1 работы в заданиях представлены две разновидности заданий с кратким ответом: задания на установление соответствия и задания с множественным выбором. Ответ на них учащиеся записывают в виде набора цифр без пробелов.
В части 2 работы представлено задание с развернутым ответом, ответ на которое записываются учащимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№
Часть работы
Число заданий
Максимальный балл
Тип заданий
1
часть 1
10
10
10 задания с выбором ответа базового уровня сложности
2
часть 1
4
8
4 задания с кратким ответом базового уровня сложности
3
часть 2
1
4
1 задание повышенного уровня сложности с решением и ответом
Итого
15
22
5.Проверяемые элементы содержания
В итоговой контрольной работе проверяются знания и умения в результате освоения следующих тем разделов курса химии:
Таблица 2. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности
№ задания
Проверяемые элементы содержания:
Умения и способы деятельности
Уровень
сложности
Макси
маль
ный балл
1
Основные сведения о строении атомов
Умение определять строение атома по положению в ПС Д.И. Менделеева
Б
1
2
Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в связи с положением в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева
Умение определять закономерность химических свойств элементов по положению ПС Д,И,Менделеева
Б
1
3
Генетический ряд металла и неметалла
Умение определять генетический ряд металла и неметалла
Б
1
4
Атомы и молекулы. Химический элемент
Умение определять из списка веществ металлы и неметаллы
Б
1
5
Степень окисление химического элемента
Умение определять степень химического элемента в соединении
Б
1
6
Типы химической связи веществ
Умение определять тип химической связи
Б
1
7
Типы химических реакций
Умение определять тип химической реакции
Б
1
8
Атомы и молекулы. Химический элемент
Умение определять из списка веществ металлы и неметаллы
Умение правильно определять окислитель и восстановитель. В сложных и простых веществах определять степень окисления элементов.
Б
2
12
Основные сведения о строении атомов и ионов
Умение определять строение атома по положению в ПС Д.И. Менделеева
Б
2
13
Степень окисление химического элемента
Умение определять степень химического элемента в соединении
Б
2
14
Важнейшие классы химических соединений
Умение составлять формулу соединения по его названию
Б
2
15
Уравнения химических реакций
Умение составлять химические уравнения реакции по приведенным схемам. Определять тип химической реакции
П
4
6. Время выполнения варианта КИМ
Примерное время выполнения заданий части 1 задания 1-10 составляет: 1-2 минут.
Примерное время выполнения заданий части 1 задания 11- 14 составляет: от 3 до 5 минут.
Примерное время выполнения задания части 2 составляет 5-7 минут
На выполнение поверочной работы отводится 45 минут без учета времени, отведенного на инструктаж учащихся.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого с 1-10 задания 1части работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За задания 11 – 14 части1 учащийся получает от 0 до 2 баллов
За задание 2 части учащиеся получают от 0 до 4 баллов.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию задания 2 части
Баллы
Составлены правильно все уравнение реакции (указаны все коэффициенты). Указаны типы химических реакций
4
В одном из уравнения допущена ошибка в коэффициентах или допущена ошибка в определении типа химической реакции
3
В двух уравнениях допущены ошибки в коэффициентах или допущены 2 ошибки в определении типа химической реакции
2
В уравнениях не указаны коэффициенты или допущены ошибки в определении типа химических реакций
1
Уравнения составлены неверно
0
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания 1 части 14 баллов и задания 2 части - 4 балла.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 22 балла.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу
«2»
«3»
«4»
«5»
Менее 10
10-15
16-20
21-22
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в уровни достижения планируемых результатов
Низкий
Пониженный
Базовый
Повышенный
Высокий
1-5
6-9
10-15
16-20
21- 22
8. Дополнительные материалы и оборудование
Необходимо предоставить каждому ученику:
- бланк тестирования;
- черновик;
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Вариант 1
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 3е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Кислотность оксидов, образованных элементами IVА – группы, сверху вниз:
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, барий, натрий
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
5. Какую степень окисления проявляют щелочноземельные металлы в соединениях?
1) +2 2)+3 3)-2 4)+1
6. Тип химической связи в простом веществе литии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Горение алюминия в кислороде относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, углерод, азот
9. Какую формулу имеет сульфат-ион:
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия брома с водородом:
1) 3 2)4 3) 2 4) 5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления окислителя:
А ) FeCl3 +HI = FeCl2 + I2 + HCl 1)Cl+5 Cl-1
Б )FeCl2 + Cl2 = FeCl3 2)2I-1 I20
В )KClO3 =KCl + O2 3)Fe+3 Fe+2
Г )Fe3O4+ HI = FeI2 + I2 + H2O 4)2O-2 O20
5)Cl20 2Cl-1
6) Fe+2 Fe+3
А
Б
В
Г
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица:
Распределение электронов:
А) Ca0
1) 2е, 8е, 8е, 2е
Б) Al3+
2) 2е, 8е, 2е
В) N3-
3) 2е, 5е
Г) N0
4) 2е, 8е, 3е
5) 2е, 8е,18е,4е
6) 2е, 8е
А
Б
В
Г
13. Установите соответствие между веществом и степенью окисления азота в нём.
Вещество: Степень окисления:
А) HNO3 1) -3
Б) Fe(NO3)3 2) -2
В) NaNO2 3)+1
Г) NH4OH4)+3
5)+5
6) 0
А
Б
В
Г
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: Формула соединения:
А) сульфат бария 1) Сa (OH)2
Б) сероводородная кислота 2) BaSO4
В) гидроксид лития 3) Li2O
Г) оксид углерода (II) 4)CO
5) H2S
6)LiOH
А
Б
В
Г
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
L i Li2O LiOH Li2SO4
Вариант 2
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 8е, 2е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Наименьшим атомным радиусом обладает:
1) N 2) F 3) O 4)Ne
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд амфотерного металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) сера, никель, серебро 3) калий, барий, литий
2) алмаз, сера, кальций 4) водород, озон, азот
5. Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?
1) +2 2)+3 3)-2 4)+1
6. Тип химической связи в простом веществе натрии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
2) фосфор, сера, кремний 4) кислород, натрий, азот
9. Какую формулу имеет нитрат-ион:
1)NO2 - 2) NO3 - 3)N20 4)N3-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия водорода с серой:
1) 4 2) 3 3) 2 4)5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя:
A ) I2 + HNO3 = HIO3 + NO2 +H2O 1) N+5 N+4
Б ) NH4NO3 = N2O + H2O 2)I20 2I+5
B ) I2 + KOH = KI + KIO3 + H2O 3) N-3 N+1
Г ) NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 4) N+4 N+5
5) I20 2I-1
6) N+4 N+3
А
Б
В
Г
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица:
Распределение электронов:
А) S0
1) 2е, 8е, 7е
Б) Ca2+
2) 2е, 8е, 4е
В) О2-
3) 2е, 8е
Г) Si 0
4) 2е, 8е, 6е
5) 2е
6) 2е, 8е, 8е
А
Б
В
Г
13. Установите соответствия между степенью окисления хлора и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
А) NaClO 1) -1
Б) NaClO2 2) +1
В) NaClO4 3) +3
Г) NaCl 4) +5
5) +7
6) 0
А
Б
В
Г
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: Формула соединения:
А) хлорид кальция 1)KCl
Б) фосфорная кислота 2) СaCl2
В) оксид азота(III) 3) H3PO4
Г) гидроксид натрия 4) N2O3
5) N2O5
6) NaOH
А
Б
В
Г
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
C a CaO Ca(OH)2 CaCl2
Вариант 3
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 2е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Среди элементов VА- группы наибольшим радиусом обладает атом:
1) As 2)P 3) N 4)Sb
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд неметалла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) Ва– ВаO– Ba(OH)2 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) медь, цинк, фосфор 3) кислород, барий, литий
2) железо, рубидий, кальций 4) водород,сера, азот
5. Как изменяется степень окисления элементов – металлов в ряду: Na – Mg - Al
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
6. Тип химической связи в простом веществе калии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие калия с кислородом относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия водорода с хлором:
1) 3 2)4 3) 2 4) 5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления окислителя:
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия азота с водородом:
1)5 2)6 3)4 4) 7
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя:
A )C+ Cl2 + Cr2O3 = CrCl3 + CO 1)C-2 C+4
Б ) CO + Na2O2 = Na2CO3 2) C-4 C+4
B ) CH4 + O2 = CO2 + H2O 3) C0 C+4
Г ) CO2 + C = CO 4) C+2 C+4
5) C0 C+2
6)C+4 C+2
А
Б
В
Г
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица:
Распределение электронов:
А) C4+
1) 2е, 6е
Б) Li0
2) 2е, 1е
В) O0
3) 2е, 8е, 3е
Г) S2-
4) 2е, 8е, 8е,1е
5) 2е, 8е, 8е
6) 2е
А
Б
В
Г
13. Установите соответствия между степенью окисления хлора и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
A) Ca(OCl)2 1) +1
Б) KClO3 2) +2
B) HClO2 3) +3
Г) FeCl3 4) +5
5) -1
6) 0
А
Б
В
Г
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества:
Формула соединения:
А) Сернистая кислота
1) H2SO4
Б) Гидроксид бария
2) BaSO3
В) Сульфат бария
3) BaO
Г) Оксид бария
4) BaSO4
5) Ва(OH)2
6) H2 SO3
А
Б
В
Г
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
S HgS SO2 Na2SO3
Вариант 5
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 8е, 1е :
1) Si 2) К 3) Al 4) Ca
2. Основность оксидов, образованных элементами IА – группы, сверху вниз:
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд амфотерного металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) Ва– ВаO– Ba(OH)2 – Ba (NO3)2
3) Zn – ZnO – Zn (OH)2 – Zn (NO3)2
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
5. Как изменяется степень окисления элементов – металлов в ряду: Mg –Ca-Sr
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
6. Тип химической связи в простом веществе барии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие цинка с разбавленной серной кислотой относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, платина 3) барий, хром, ртуть
2) алмаз, фосфор, литий 4) водород, кремний, йод
9. Какую формулу имеет нитрит-ион:
1)NO2 - 2) NO3 - 3)N20 4)N3-
10. Сумма коэффициентов в уравнении горения красного фосфора:
1) 9 2) 11 3)8 4)10
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.