kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления через чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе освещены основные приемы ТКРМ с конкретными заданиями, можно использовать для проведения мастер-класса по данной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления через чтение»

Мастер - класс на тему «Развитие критического мышления через чтение»

«Упражнения рождают мастерство»

Публий Корнелий Тацит


Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер - классе, тема которого «Развитие критического мышления через чтение».

Я хочу задать вам несколько вопросов (прием «Верю – не верю»)

- Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер классе?

- Верите ли вы, что по окончании мастер класса вы что-нибудь возьмете в свою педагогическую копилку?

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Научить учеников пользоваться

 учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача»



Выбор данной темы для меня не был случайным. Для этого есть ряд причин.

1. В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

  • работа с текстом: оценка информации.


2. Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

3. Неутешительные результаты международных исследований PISA и PIRLS. Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе - при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то "своего задания".

4. Ещё одна причина - безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

На начало учебного года я провела небольшое анкетирование в 5 классе и получила следующие результаты.

Анкета 1.

1. Нравится ли тебе читать?

  • Нравится – 52%

  • Нет – 12%

  • Иногда – 32%

2. Хорошо ли ты понимаешь прочитанное?

  • Да – 30%

  • Нет – 15%

  • Не сразу – 55%

3. Легко ли ты воспринимаешь научные тексты?

  • Да – 26%

  • Нет – 18%

  • Только с чьей-то помощью –58%

4. Умеешь ли ты работать с текстом?

  • Да – 42%

  • Нет – 15%

  • Только с чьей-то помощью – 43%

Обработав результаты анкеты, я пришла к выводу, что у ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом.

Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «биология» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

На начало учебного года я провела небольшое анкетирование в 5 классе и получила следующие результаты.

Анкета 1.

1. Нравится ли тебе читать?

  • Нравится – 56%

  • Нет – 14%

  • Иногда – 30%

2. Хорошо ли ты понимаешь прочитанное?

  • Да – 28%

  • Нет – 14%

  • Не сразу – 58%

3. Легко ли ты воспринимаешь научные тексты?

  • Да – 28%

  • Нет – 14%

  • Только с чьей-то помощью –58%

4. Умеешь ли ты работать с текстом?

  • Да – 44%

  • Нет – 14%

  • Только с чьей-то помощью – 42%

Обработав результаты анкеты, я пришла к выводу, что у ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом.

Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «биология» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как коммуникабельность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? 

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.

Образовательные результаты ТРКМ

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение работать с текстом;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

  • с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.



На сегодняшнем мастер классе особое внимание я хочу уделить приемам работы с текстом, работающих на формирование у учащихся навыков смыслового чтения. Так что же это – смысловое чтение? Это осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного , публицистического и официально-делового стилей.

Важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового построения урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Данная технология предусматривает использование конкретных приемов на конкретном этапе урока (в некоторых случаях один и тот же прием может использоваться на разных этапах). Таких приемов достаточно много, вот лишь пример некоторых из них:

  • ИНСЕРТ

  • Мозговая атака

  • Групповая дискуссия

  • Чтение с остановками и Вопросы Блума

  • Кластеры

  • Синквейн

  • «Продвинутая лекция»

  • Эссе

  • Перепутанные логические цепочки

  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»

  • Фишбоун

  • «Толстый» и «тонкий» вопросы

  • Шесть шляп

  • Трехчастный дневник

  • Бортовой журнал

  • Корзина идей

  • Верное и неверное утверждение

  • Генераторы и критики и др.

  • Ключевые термины

Познакомимся с приемами, развивающими критическое мышление через чтение в теории и на практике.

На стадии осмысления содержания, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, я предлагаю поработать с текстом. В этом случае наиболее эффективно, по моему мнению, использование приёма ИНСЕРТ.

ИНСЕРТ (I- interactive, N- notion, S- system, E- effective, R- reading, T- thinking) - используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях или заносят информацию в таблицу


«V»

«+»

« - »

«?»

Знаю!

Это новое для меня!

Не согласен, имею другое мнение

Непонятно!


Как любой другой практикующий педагог, я вношу коррективы в известные методы и формы, адаптируя их к классу, предмету, возрастным категориям учащихся. В работе с технологическим приёмом ИНСЕРТ я решила использовать наглядную форму контроля, обеспечивающую обратную связь: у каждого ученика есть карточки со знаками «V», «+», « - », «?». Поработав с таблицей, мы озвучиваем текст, при этом каждый поднимает карточку с тем знаком, который он поставил около того или иного предложения. И в ходе обсуждения итогов работы сразу видно, у кого есть пробелы в знаниях прошлых тем, кто и каким вопросом заинтересовался, с кем поработать индивидуально.

«Перепутанные логические цепочки» - еще один прием работы с текстом.

  • В а р и а н т «а»: модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

  • В а р и а н т «б»: составление учебного текста из предложений, данных в случайном порядке.


Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам составить текст из его фрагментов (практическая работа).


«Кластер»

  • 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  • 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

  • 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.


Графическая форма работы, в отличие от устной, когда ученикам можно и отсидеться, превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания. Перед проведением данного приема необходимо вспомнить, что мы знаем об этой проблеме, теме. В старших классах можно записать уже имеющиеся знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше соберете сведений, тем богаче будет ваш резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом.

Уважаемые коллеги, я предлагаю отработать этот прием на практике. Составьте, пожалуйста, кластер по составленному вами тексту.

В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, которая достаточно популярна в мире современного образования.



«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.


  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Например: необходимо прочитать текст и составить к нему вопросы согласно требованиям «Ромашки».

Коллеги, я предлагаю на практике поработать над этим методом. Первый ряд придумывают и задают вопросы (по воспроизведенному тексту), обозначенные на «Ромашке» цифрой 1, второй ряд – 2, третий – 3 (выполнение практической работы).

«Синквейн»

  • Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  • Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

  • Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

  • 1) инструмента для синтезирования сложной информации;

  • 2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

  • 3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

  • 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

  • 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

  • 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

  • 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

  • 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Практическая работа «Составление синквейна».

Давайте вернемся к приему «Верю-не верю». В начале занятия вы попробовали оценить свои ожидания от мастер - класса. Давайте еще раз ответим на эти вопросы.

- Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер - классе?

- Верите ли вы, что по окончании мастер - класса вы что-нибудь возьмете в свою педагогическую копилку?

Благодарю вас за хорошую работу. Успехов в новом учебном году!



































v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

! меня это удивило.

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

! меня это удивило.

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

! меня это удивило.

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

! меня это удивило.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления через чтение

Автор: Зубова Ольга Александровна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "253606"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства