kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стандартные растворы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Учебно- методическая  разработка открытого урока по Технологии  Лекарственных Форм на

 тему «Стандартные  растворы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стандартные растворы»

ПРОФЕССОР РУЗУДДИНОВТЫҢ СТОМАТОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССОРА РУЗУДДИНОВА


ОТДЕЛЕНИЕ «ФАРМАЦИИ И МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ»


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

Жантелиева Л.О.

«_____» _____________ 2016г.

__________________________



Учебно- методическая разработка открытого урока по Технологии Лекарственных Форм на

тему «Стандартные растворы»



Ф.И.О

Должность

Подпись

Разработчик



Ибраева Сауле Алекеевна

Преподаватель по Технологии Лекарственных Форм


Учебно – методическая материалы рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК «Фармации и медико-технических дисциплин»

Протокол №__

от «__»__________2016г.

Председатель ЦМК

Сатекова А.Е

_______________









Алматы -2016 г.



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

Жантелиева Л.О

«____»______________________2016г

____________________________


Технологическая карта занятия


Тема занятия: Стандартные растворы. Разведение стандартных официнальных

жидкостей. Решение задач по разведению стандартных жидкостей

Цель занятия: научить производить расчеты по изготовлении стандартных растворов

Задачи обучение:

-Уметь соблюдать проведение технологического процесса согласно ГФ Х1.НТД и т.д.

-Уметь правильно изготавливать растворы со стандартными жидкостями.

-Уметь правильно производить расчеты

-Систематизировать материал; уточнить уровень знаний каждого студента колледжа по разделу «Растворы»;

-Устранить пробелы знаний;

-Осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов раздела;

-Развить умение использовать фармацевтическую терминологию

-Развивать логику в процессе изготовления лекарственных форм-анализ рецепта, проведение расчета, и т.д.

-Развивать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности, информационно-познавательную компетентность учащихся.

-Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость, ответственного отношения к труду.

Тип занятия: практическое занятие (90 минут)

Обеспечение занятия:

а) учебно-наглядные пособия: карточки, тесты, таблицы, слайды, кроссворд

б) раздаточный материал: тесты, карточки- задания рецепты

в) ТСО: слайды, презентация

Межпредметная связь: изготовление по рецептам, знание физико-химических свойств,

фармацевтическая химия, органическая, аналитическая химия ,фармакология.

Самостоятельная работа: рецепты, таблицы, видеоролик, кроссворд

Организационный момент: 5 минут

  1. Приветствие

  2. Внешний вид

  3. Проверка по списку

  4. Проверка по готовности к уроку

Ход занятия:

  1. Устный индивидуальный опрос

  2. Проверка изготовление лекарственных форм из концентрированных растворов Галеновых препаратов и лекарственных веществ, входящих в виде порошков в количестве до 3% а также 3% и более

Проверка знаний и умений : 30 минут

  1. Изготовление растворов по прописи



Изучение нового материала: 25 минут

  1. Постановка познавательной темы

  2. Краткий информационный ввод в темы





Стандартные фармакопейные растворы

Стандартные фармакопейные растворы (жидкости)- это водные растворы (заводского производства) некоторых лекарственных веществ в строго определенной концентрации, указанной в соответствующих статьях ГФ.

К ним относятся растворы твердых, жидких или газообразных веществ. При приготовлении жидких лекарственных форм из перечисленных стандартных растворов руководствуются положениями «Инструкции по приготовлению в аптеках лекарственных форм с жидкой дисперсионной средой» (приказ МЗ Украины №197 07.09.93 г). Эти жидкости легко смешиваются с водой, и их растворы готовят непосредственно во флаконе для отпуска в который сначала отмеривают воду, а потом рассчитанное количество жидкости. При необходимости раствор процеживают.

Стандартные фармакопейные растворы могут выписываться под двумя названиями: условным и химическим от чего зависит расчет их количества.

Если в рецептурной прописи жидкость прописана под условным названием то при расчетах концентрацию стандартного раствора принимают за единицу. (100%)

Если указано химическое название, то при расчетах исходят из фактического содержания веществ в стандартных растворах, используя следующую формулу


 ,

Количество воды в обоих случаях рассчитывают по разности между общим объемам приготовляемого раствора и рассчитанным количеством стандартной жидкости.

Раствор перекиси водорода применяют в качестве дезинфицирующего и дезодорирующего средства для промываний и полосканий при стоматите, ангине, гинекологических заболеваниях и др.

В ГФ Х приведены два раствора перекиси водорода: разведенный и концентрированный- пергидроль. Если в рецепте врач прописал раствор перекиси водорода не указав его концентрацию, то следует отпустить 3%-ный раствор. При приготовлении внутриаптечной заготовки раствора перекиси водорода 3%- ного качестве стабилизатора добавляют 0.05%- ного натрия бензоата.


Rp: Sol.Hydrogenii peroxydi 2% 60 ml

Da. Signa. По промывания гнойной раны

В данном случае прописан 2%-ный раствор перекиси водорода под химическим названием. Его можно приготовить разведением или пергидроля, из фактического содержания перекиси водорода в исходном растворе. Расчет ведут по проведенной выше формуле.




Раствора перекиси водорода 3%

Воды очищенной

Или

Пергидроля

Воды очищенной


Закрепление изученного материала: 25 минут





Раздаточный материал

  1. Возьми: Раствора кислоты хлороводородной 3% 150 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми : Растворы кислоты хлороводородной из 5 мл: 200 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 20 мл

Воды очищенной 200 мл

Дай.Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 10 мл

Дай .Обозначь. По 10 капель в 1\4 стакана

  1. Возьми: Раствор перекиси водорода 2% 60 мл

Дай. Обозначь.

  1. Возьми: Раствор формальдегида 5% 100 мл

Дай .Обозначь.



.

Подведение итогов занятия : [5 мин.]

Подведение итогов новой темы

Рефлексия [2 мин.]

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала


Оценка [2 мин]


Оценки «отлично» - «5» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.




Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» - «4» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе.

Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» - «3» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.

Как правило, оценка «удовлетворительно» - «2» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающих необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.


Домашнее задание [1 мин.]

ППК фармакопейной,аптечной рецептуры


Подпись преподователя ______________________________________




7.1. Тема занятия: Cтандартные растворы. Разведение стандартных официнальных

жидкостей. Решение задач по разведению стандартных жидкостей

7.2.Цель занятия: научить производить расчеты по изготовлении стандартных растворов

7.3.Задачи обучение:

-Уметь соблюдать проведение технологического процесса согласно ГФ Х1.НТД и т.д.

-Уметь правильно изготавливать растворы со стандартными жидкостями.

-Уметь правильно производить расчеты

-Систематизировать материал; уточнить уровень знаний каждого студента колледжа по разделу «Растворы»;

-Устранить пробелы знаний;

-Осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов раздела;

-Развить умение использовать фармацевтическую терминологию

-Развивать логику в процессе изготовления лек.форм-анализ рецепта ,проведение расчета, и т.д.

-Развивать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности, информационно-познавательную компетентность учащихся.

-Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость, ответственного отношения к труду.

7.4.Тип занятия: практическое занятие (90 минут)

7.5.Обеспечение занятия:

а) учебно-наглядные пособия: карточки, тесты, таблицы, схемы, кроссворд

б) раздаточный материал: тесты, карточки- задания,

в) ТСО: слайды, презентация

7.6.Самостоятельная работа: рецепты, таблицы, схемы, кроссворды, ребусы

7.7.Организационный момент: 5 минут

  1. Приветствие

  2. Внешний вид

  3. Проверка по списку

  4. Проверка по готовности к уроку

7.8.Ход занятия:

  1. Устный индивидуальный опрос

  2. Проверка изготовление лекарственных форм из концентрированных растворов Галеновых препаратов и лекарственных веществ, входящих в виде порошков в количестве до 3% а также 3% и более

7.9.Проверка знаний: 30 минут

  1. Изготовление растворов по прописи

7.10.Изучение нового материала: 25 минут

  1. Постановка познавательной темы

  2. Краткий информационный ввод в темы



Стандартные фармакопейные растворы

Стандартные фармакопейные растворы (жидкости)- это водные растворы (заводского производства) некоторых лекарственных веществ в строго определенной концентрации, указанной в соответствующих статьях ГФ.

К ним относятся растворы твердых, жидких или газообразных веществ. При приготовлении жидких лекарственных форм из перечисленных стандартных растворов руководствуются положениями «Инструкции по приготовлению в аптеках лекарственных форм с жидкой дисперсионной средой» (приказ МЗ Украины №197 07.09.93 г). Эти жидкости легко смешиваются с водой, и их растворы готовят непосредственно во флаконе для отпуска в который сначала отмеривают воду, а потом рассчитанное количество жидкости. При необходимости раствор процеживают.

Стандартные фармакопейные растворы могут выписываться под двумя названиями: условным и химическим от чего зависит расчет их количества.

Если в рецептурной прописи жидкость прописана под условным названием то при расчетах концентрацию стандартного раствора принимают за единицу. (100%)

Если указано химическое название, то при расчетах исходят из фактического содержания веществ в стандартных растворах, используя следующую формулу


 ,

Количество воды в обоих случаях рассчитывают по разности между общим объемам приготовляемого раствора и рассчитанным количеством стандартной жидкости.

Раствор перекиси водорода применяют в качестве дезинфицирующего и дезодорирующего средства для промываний и полосканий при стоматите, ангине, гинекологических заболеваниях и др.

В ГФ Х приведены два раствора перекиси водорода: разведенный и концентрированный - пергидроль. Если в рецепте врач прописал раствор перекиси водорода не указав его концентрацию, то следует отпустить 3%-ный раствор. При приготовлении внутриаптечной заготовки раствора перекиси водорода 3%-ного качестве стабилизатора добавляют 0.05%-ного натрия бензоата.


Rp: Sol.Hydrogenii peroxydi 2% 60 ml

Da. Signa. По промывания гнойной раны

В данном случае прописан 2%-ный раствор перекиси водорода под химическим названием. Его можно приготовить разведением или пергидроля, из фактического содержания перекиси водорода в исходном растворе. Расчет ведут по проведенной выше формуле:


Раствора перекиси водорода 3% 

Воды очищенной 60 – 40 = 20 мл

Или

Пергидроля 30% 

Воды очищенной 60 – 4 =56 мл


В подобранный флакон для отпуска из оранжевого стекла отмеривают 20 мл воды очищенной и добавляют 40 мл раствора перекиси водорода 3%-ного. Оформляют к отпуску.


Раствор формальдегида (формалина) применяют как дезинфицирующее и дезодорирующее средство для мытья рук, обмывания кожи при повышенной потливости (0,5-1 %-ные растворы), для дезинфекции инструментов (0,5%-ный раствор), для спринцеваний 1:2000 – 1:3000.


Rp.: Solutionis Formalini 5% 100 ml

Da. Signa. Для дезинфекции помещений.

Раствор выписан под условным названием.

Расчет: Раствора формальдегида 36,5 – 37,5 %

Воды очищенной 100 – 5 = 95 мл

Во флакон для отпуска из оранжевого стекла отмеривают 95 мл воды очищенной и 5 мл стандартного раствора формальдегида. Оформляют к отпуску.

Для приготовления растворов формалина можно применять растворы формальдегида с содержанием последнего менее 36,5 %, но с учетом его фактического содержания. В аптеку может поступать формалин, содержащий 30 – 35 % формальдегида.

Раствор жидкости Бурова оказывает вяжущее и местное противовоспалительное действие, в больших концентрациях обладает умеренными антисептическими свойствами. Применяют его в разведенном виде (в 10 – 20 и более раз) для полосканий, примочек, спринцеваний, при воспалительных заболеваниях кожи и слизистых оболочек.


Rp.; Solutionis Liquoris Burovi 10 % 100 ml

Da. Signa. Примочка

В данном случае стандартная жидкость выписана под условным названием. Объем раствора равен 100 мл. Во флакон отмеривают 90 мл воды очищенной и 10 мл 8%-ного раствора основной уксусно-алюминиевой соли, оформляют к отпуску.

Раствор кислоты хлористоводородной предназначен, в основном, для внутреннего применения в форме капель и микстур при недостаточной кислотности желудочного сока. Учитывая, что ее назначают как взрослым, так и детям, способы прописывания и концентрация кислоты хлористоводородной при этом могут быть различны. Поэтому расчеты, связанные с приготовлением этих растворов, требуют особого внимания.

Во всех случаях, когда прописана кислота хлористоводородная без обозначения концентрации, отпускают разбавленную хлористоводородную кислоту (Acidum hydrochloricum dilutum 8,3 %). Отпускают столько, сколько прописано в рецепте.


Rp.: Acidi hydrochlorici 4 ml

Aqua pirificatae 200 ml

Misce. Da. Signa. По 1 столовой ложке 2 раза в день перед едой


Во флакон для отпуска отмеривают 200 мл воды очищенной, затем 4 мл кислоты хлористоводородной разбавленной 8,3% и взбалтывают до полного смешения жидкостей. Оформление растворов кислоты хлористоводородной к отпуску не отличается какими-либо особенностями.


Однако, учитывая летучесть хлористого водорода, для повышения точности приготовляемых растворов рекомендуется в работе пользоваться заранее приготовленным разведением этой кислоты (внутриаптечной заготовкой) Solutio Acidi hydrochlorici diluti (1:10), в котором содержится хлористого водорода 0,83%.

Кислота хлористоводородная (24,8 – 25,2 %) используется в аптеке как реактив, а также ее применяют для наружных целей при приготовлении жидкости Демьяновича (авторская подпись), в расчетах принимая ее за единицу.

Жидкость Демьяновича состоит из двух растворов, предназначенных для лечения больных чесоткой.

Rp.: Solutioniis Natrii thiosulfatis 60% 100 ml

Da. Signa. Наружное

Пропись этого раствора – авторская, поэтому его готовят по массе (60,0 + 40,0) = 100,0. Если необходимо приготовить 100 мл раствора в массо-объемной концентрации, следует провести определенные расчеты. 100,0 г 60%-ного раствора натрия тиосульфата занимает объем 73,5 мл, поэтому для приготовления 100 мл раствора следует взять натрия тиосульфата 81,63 г:


60,0 – 73,5 мл

х - 100 мл 


В мерной посуде в части воды растворяют 81,63 г натрия тиосульфата и объем раствора доводят водой до 100 мл (или готовят с учетом КУО натрия тиосульфата: 100 – (81,63•0,51) = 58 мл).

Запрещается готовить раствор путем растворения 60,0 г натрия тиосульфата и доведением полученного раствора до объема 100 мл, так как массо-объемная концентрация лекарственного вещества в растворе составит только 46,37%.

Совместное применение двух растворов основано на способности натрия тиосульфата распадаться в кислой среде, выделяя серу и серы диоксид, которые обладают противопаразитарным действием.


Закрепление изученного материала: 25 минут


Раздаточный материал

  1. Возьми: Раствора кислоты хлороводородной 3% 150 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми : Растворы кислоты хлороводородной из 5 мл: 200 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 20 мл

Воды очищенной 200 мл

Дай.Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 10 мл

Дай .Обозначь. По 10 капель в 1\4 стакана

  1. Возьми: Раствор перекиси водорода 2% 60 мл

Дай. Обозначь.

  1. Возьми: Раствор формальдегида 5% 100 мл

Дай .Обозначь.

Раздаточный материал

  1. Возьми: Раствора кислоты хлороводородной 3% 150 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми : Растворы кислоты хлороводородной из 5 мл: 200 мл

Дай.Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 20 мл

Воды очищенной 200 мл

Дай.Обозначь. По 1 столовой ложке перед едой

  1. Возьми: Кислоты хлороводородной 10 мл

Дай.Обозначь. По 10 капель в 1\4 стакана

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.

  1. Возьми:

Дай.Обозначь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Стандартные растворы

Автор: Ибраева Сауле Алекеевна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "262203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292638"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Железо в окружающей среде"
    ["seo_title"] => string(36) "zhieliezo-v-okruzhaiushchiei-sriedie"
    ["file_id"] => string(6) "264802"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449767324"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тест по закреплению новой темы "
    ["seo_title"] => string(35) "tiest-po-zakrieplieniiu-novoi-tiemy"
    ["file_id"] => string(6) "139171"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417675742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства