Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10-11 класс (базовый уровень).»
Предметные результаты (базовый уровень):
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность умения проводить эксперименты разной дидактической направленности;
сформированность умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»:
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Содержание учебного предмета
10класс (34ч; 1ч. в неделю)
Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (3 часа).
Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.
Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- эллектроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.
Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов.Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.
Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулы, гомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия ( стереоизомерия).
Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация ), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь.
Алкадиены (диеновые углеводороды). Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиена-1,3) . Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.
Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи.Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.
Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.
Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.
Практическая работа № 1 Получение этилена и опыты с ним.
Кислородсодержащие органические соединения (11 часов).
Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь. Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Химические свойства предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенолы. Ароматические спирты. Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.
Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.
Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты.Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.
Сложные эфиры и жиры. Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление).
Практическая работа №2 Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (5 часов).
Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.
Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.
Практическая работа №4 Распознавание пластмасс и волокон.
Содержание учебного предмета
11класс (34ч; 1ч. в неделю)
Теоретические основы химии (19 часов).
Важнейшие химические понятия и законы. Химический элемент. Атомный номер. Массовое число. Нуклиды. Радионуклиды. Изотопы.
Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии. Дефект массы. Периодический закон. Электронная конфигурация. Графическая электронная формула. Распределение электронов в атомах элементов малых и больших периодов, s-,
Химические реакции. Окислительно – восстановительные реакции. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Экзотермические и эндотермические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Теплота образования. Теплота сгорания.
Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение реакции. Катализ. Катализатор. Ингибитор. Гомогенный и гетерогенный катализ. Каталитические реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Растворы. Дисперсные системы. Грубодисперсные системы (сузпензии и эмульсии). Коллоидные растворы (золи). Аэрозоли. Способы выражения концентрации растворов. Молярная концентрация (молярность).
Электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Водородный показатель. Реакции ионного обмена.
Черная металлургия. Производство чугуна. Доменная печь. Агломерация. Производство стали. Кислородный конвертер. Безотходное производство.
Химия в быту. Продукты питания. Бытовая химия. Отделочные материалы. Лекарственные препараты. Экологический мониторинг. Предельно допустимые концентрации.
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного обучения, коллективного обучения, деятельностного подхода в обучении, развития навыков контроля и самоконтроля, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основные виды учебной деятельности обучающихся по ФГОС
Источник получения знаний, формирования умений, навыков
Форма деятельности
Слово, текст, знаки.
Слушание учителя.
Слушание и анализ докладов соклассников.
Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе
Отбор материала из нескольких источников
Написание докладов, рефератов
Вывод формул
Доказательство, анализ формул и теорем
Программирование
Выполнение упражнений по разграничению понятий
Систематизация
Редактирование программ
Элементы действительности
Просмотр познавательных фильмов
Анализ таблиц, графиков, схем
Поиск объяснения наблюдаемым событиям
Определение свойств приборов по чертежам и моделям
Анализ возникающих проблемных ситуаций
Опыт и исследовательская деятельность
Работа с кинематическими схемами
Анализ раздаточных материалов
Решение различных экспериментальных задач
Сбор и сортировка коллекционных материалов
Сборка электроцепей
Использование измерительных приборов
Постановка опытов
Выполнение лабораторных и практических работ
Сборка приборов и конструкций
Диагностика и устранение неисправностей приборов
Усовершенствование приборов
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных
Разработка методики эксперимента
Конструирование и моделирование
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, практических работ.
Тематическое планирование
10 класс
№
Название раздела (темы)
Количество часов
Количество контрольных работ
Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей.