Просмотр содержимого документа
«Профстандарт учителя»
Учитель-это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.М., кандидат пед.наук, профессор
Что такое профессиональный стандарт педагога? Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности. Если переводить с языка чиновников на русский, то профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.
Профессиональный стандарт был разработан и опубликован впервые на сайте стандартпедагога.рф в 2014году, а затем в ноябре 2016 года на сайте с целью общественного обсуждения размещёна модель нового профессионального стандарта педагога. Основные изменения связаны со стремлением государства создать условия для профессионального роста педагогов. Предполагается введение таких карьерных ступенек:
– учитель - качественно обучает по основной программе; – старший учитель - разрабатывает индивидуальные программы обучения, воспитания, развития, проектирует программы коррекционной работы; – ведущий учитель - организует разработку образовательных программ и обучение по ним.
Таким образом, крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.
«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».Возникла «необходимость наполнения профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) новыми компетенциями:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении».
«Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» (цитата из стандарта).
С целью эффективного планирования системы повышения квалификации в части школ был разработан локальный акт о персонифицированных программах повышения квалификации педагогов как наиболее эффективного способа организации непрерывного профессионального развития педагога.
Инициировать разработку персонифицированной программы могут:
администрация образовательной организации, руководитель школьного методического объединения, сам педагог.
Категории педагогических работников, для которых разрабатывается персонифицированная программа:
- молодой специалист;
-педагог, испытывающий определенные затруднения в профессиональной деятельности;
- педагог – потенциальный участник конкурсов профессионального мастерства;
- педагог с прерванным стажем педагогической деятельности и испытывающий определенные затруднения в профессиональной деятельности;
- педагог, поменявший тип образовательного учреждения.
Персонифицированные программы разрабатываются на основе результатов мониторингов и системы внутришкольного контроля, выявления затруднений педагогов, организации маркетинговых исследований в сфере предоставления образовательных услуг в рамках повышения квалификации.
В персонифицированной программе фиксируются все виды деятельности, которые реализует участник программы. Они должны соотноситься с проблемами, которые стоят в профессиональном развитии участника программы и обеспечивать их эффективное разрешение.
Структурные компоненты программы:
1. Пояснительная записка.
1.1.Общая целевая направленность обучения педагогических работников в образовательном учреждении.
1.2.Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей педагогических работников.
1.3. Цели обучения.
1.4. Учебные задачи.
2. Содержание обучения педагогического работника, структурированное по модулям с указанием времени, которое отводится программой на его освоение.
2.1. Набор рабочих учебных модулей (образовательных программ модульных курсов): инвариантная (методическая составляющая деятельности учителя, направленная на повышение его профессионального мастерства) и вариативная части (образовательные модули, выбранные педагогом самостоятельно для решения сформулированных образовательных задач).
2.2. Иные формы повышения профессионального мастерства (дистанционное обучение, участие в проведении мастер-классов, «круглых столов», открытых уроков, выставок, семинаров, практикумов, конференций, форумов и т.п.) с указанием количества часов, места проведения, уровня мероприятия и степенью участия в них педагога.
2.3. Учебно-тематический план реализации персонифицированной программы повышения квалификации.
3. Планируемые результаты обучения.
Персонифицированная программа повышения квалификации учителя
Пояснительная записка
Персонифицированная программа повышения квалификации (далее – Программа, разработана с целью обеспечения реализации в педагогической практике педагога современных требований, предъявляемых к его профессиональным компетентностям. Обобщенная характеристика таких требований сформулирована в стратегических нормативных документах развития системы образования Российской Федерации, а именно:
• распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.";
• распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.".
Академические права и обязанности педагогических работников конкретизированы в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В виде требований профессиональные компетентности учителя сформулированы в приказах: • Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования");
• Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования".
Содержательное наполнение Программы определено профессиональными затруднениями и потребностями педагога. Выбор вариативных образовательных модулей Программы, определение форм участия учителя в мероприятиях инвариантной части внутриорганизационного повышения квалификации проводилось учителем и определено условиями образовательного учреждения. Персонифицированная программа повышения квалификации рассчитана на реализацию в течение 2018-2019 учебного года.
Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей учителя.
В качестве затруднений отмечены ряд профессиональных компетентностей, недостаточно, по мнению самого педагога, сформированных. По содержательным аспектам профессиональные затруднения в той или иной степени проявились в следующих направлениях работы педагога:
• общепедагогические:
– умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, в т.ч. способствовать популяризации среди учащихся научно-образовательной и творческой деятельности, выявлять талантливую молодежь;
– умение формировать познавательную мотивацию, развивать познавательные интересы учащихся;
• научно-теоретические:
– расширение представлений о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета;
• психолого-педагогические:
–– освоение педагогических технологий, направленных на реализацию системно- деятельностного подхода в обучении и оценке;
• коммуникативные:
– участие в профессиональных дискуссиях, представление профессионального опыта в методических сообществах педагогов.
По мнению педагога, основной причиной педагогических затруднений являются длительный перерыв в педагогической практике (отпуск по уходу за ребенком), недостаточность теоретических знаний о требованиях, предъявляемых к образовательному процессу в результате реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО.
Цели и задачи Программы
Целью персонифицированной программы повышения квалификации учителя является проектирование эффективного процесса повышения квалификации учителя в период с 01.09.2017г. по 01.09.2018г как условия, обеспечивающего освоение нового содержания профессиональной деятельности педагога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Обеспечить активное участие педагога в разработанной на основе результатов профессиональных затруднений системе повышения квалификации. 2. Провести при разработке вариативной части Программы маркетинговые исследования образовательных услуг, предлагаемых образовательными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования педагогов, с целью определения наиболее эффективных программ, форм и ценовых характеристик обучения.
3. Разработать структуру и содержание индивидуальной траектории повышения педагогической компетентности учителя Кагилевой Татьяны Алексеевны.
4. Обеспечить реализацию Программы в установленные сроки и контроль ее результатов.
4. Содержание и результаты реализации Программы
Содержание Персонифицированной программы повышения квалификации сформировано с учетом профессиональных затруднений. Повышение профессиональной компетентности осуществляется на уровне МБОУ «СОШ ……, в рамках программы методической работы (базовая часть) и по индивидуальным траекториям (вариативная часть).
Методическая работа в МБОУ ….. выстроена в контексте современной государственной образовательной политики, в т. ч. ФГОС, и направлена на формирование у педагогов коммуникативной компетентности, повышение квалификации в психолого-педагогической и научно-теоретической областях. Учитель является участником методической работы в МБОУ ……. и привлекается к организации и проведению мероприятий (индивидуально и в составе творческих групп педагогов).
4.1. Набор учебных модулей базовой и вариативной части
Содержание базовой части Программы представляет теоретическую и практическую составляющую по проблематике педагогических затруднений. Вклад учителя в реализацию методических проектов отражен в плане участия педагога в методической работе МБОУ ………….
План участия педагога в методической работе
на 2017-2018 учебный год
Мероприятие
Форма участия педагога
Сроки
ПДС учителей химии города и района
Участие в обсуждениях актуальных вопросах, выступление с докладом
В течение года
Посещение уроков учителей школы и района
Посещение и анализ уроков
В течение года
Заседания ШМО учителей предметов естественно-математического цикла
Участие в обсуждениях актуальных вопросах, выступление с докладом
В течение года
Методические мероприятия в соответствии с планами школы и МКУ «Управление образования»
Участие в обсуждениях актуальных вопросах, выступление с докладом, проведение открытых уроков
В течение года
Вебинары издательств «Просвещение», «Новый век» и др.
Участие в обсуждениях актуальных вопросах
В течение года
Вариативная часть Программы позволяет выстроить индивидуальную траекторию повышения квалификации учителя на основе освоения модулей, обеспечивающих преодоление профессиональных затруднений учителя и собственных профессиональных потребностей.
Учебно-тематический план реализации вариативной части Программы
Направление
Темы модулей
Количество часов
Сроки
Форма обучения, организация
Общепедагогические затруднения
Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС
72 часа
До ноября 2017г.
Очно
Научно-теоретические затруднения
Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС
36 часов
До января 2017г.
Дистанционно
Психолого-педагогические затруднения
…
4.2. Планируемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы повышения квалификации учитель должен:
• знать:
– нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, регулирующие вопросы введения и реализации ФГОС;
– содержание системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и способы его применения в решении комплексных образовательных задач;
– сущность и содержание исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
• уметь:
– организовывать деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода;
– проектировать программу по предмету, курсам внеурочной деятельности;
• владеть:
– современными педагогическими технологиями обучения и оценки; – приемами конструктивного профессионального общения, взаимодействия с обучающимися;
– приемами формирования, поддержки и развития мотивации обучающихся к самостоятельной учебной деятельности;
– способами предъявления педагогического опыта в сетевых сообществах педагогов.
Реализация Программы предполагает проведение промежуточной и итоговой диагностики профессиональных затруднений педагога. Промежуточную диагностику предполагается провести по окончании учебного года. Это даст возможность внести коррективы в содержание индивидуальной траектории повышения профессиональной компетентности учителя и в план методической работы МБОУ ………….. Итоговая диагностика должна быть проведена по завершении реализации Программы для проведения качественного и количественного анализа ее реализации, преодоления педагогических затруднений конкретного учителя, а также определения его новых профессиональных потребностей.
Для обеспечения эффективного контроля результатов освоения Программы предполагается реализация следующих направлений:
1. Активное участие педагога в мероприятиях, предусмотренных планом методической работы школы.
2. Формирование портфолио достижений педагога.
3. Подготовка учителем докладов для выступления на муниципальных, региональных научно- практических конференциях учителей, публикация статей в сборниках различных уровней.
4. Представление опыта в сообществах учителей.
5. Аттестация на первую, высшую квалификационную категорию.
Согласно проведённому соцопросу большинство педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года. К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике. Главное - если Вы:
не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
не дружите с современными информационными технологиями
то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо начать работу по проектированию процесса повышения квалификации!