Актуальность работы заключается в том, что, с точки зрения экологии, существует возможность экономически выгодно использовать даже продукты непреднамеренного сгорания древесно-стружечных отходов в промышленном производстве. А с точки зрения безопасности для человека моющих средств на основе карбоната калия из золы, можно предлагать возродить традиции 17-18 веков в современное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Получение поташа»»
Работу выполнила Тронина Алиса Сергеевна
Руководитель Чиркова Анна Васильевна, учитель химии
Название: «Получение поташа»
Цель моего исследования – определение доступного способа получения карбоната калия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Узнать об истории изготовления и использования карбоната калия.
Систематизировать материал о поташе, содержании его в растениях.
Рассмотреть различные способы получения поташа.
Анализировать три наиболее доступных способа и получить поташ из древесной золы (береза) в домашних условиях.
Описать полученный образец.
Иллюстрировать опыт.
Оформить результаты исследования.
Актуальность моей работы заключается в том, что, с точки зрения экологии, существует возможность экономически выгодно использовать даже продукты непреднамеренного сгорания древесно-стружечных отходов в промышленном производстве. А с точки зрения безопасности для человека моющих средств на основе карбоната калия из золы, можно предлагать возродить традиции 17-18 веков в современное время.
Методы исследования:
Систематизация доступной информации, собранной самостоятельно.
Апробация способа получения поташа.
Краткая структура работы:
Работа напечатана на страницах печатного текста и состоит из шести глав, списка использованной литературы и приложения:
В первой главе рассказывается об истории изучения, способах получения и распространения поташа.
Во второй главе рассказывается о процентном содержании поташа в золе.
В третьей главе описываются все способы получения поташа.
В четвертой главе - описание проведенного опыта, его результаты.
В пятой главе описано использование поташа.
В заключении моей работы представлены выводы.
В приложении представлены фотографии моего опыта.
Чтобы что-то сделать, нужно знать как это делали до тебя. В XVI в. поташ получали в России следующим способом: в деревянных корытах обрабатывали горячей водой древесную золу и полученным раствором поливали горящие в кирпичном очаге дрова - так, чтобы не потушить костер. При этом раствор упаривался, и на дне очага плотным слоем кристаллизовался поташ. Затем его выламывали ломами и закупоривали в бочки. Но этот способ не был совершенен и он трудновыполним в современных условиях, но узнать, чего делать не надо крайне важно.
То, насколько эффективен будет мой способ зависит выбор растения, поэтому необходимо было знать содержание поташа в растениях.
Рассмотрение нескольких способов показывает недостатки и дает заменить некоторые условия более лучшими.
Результат опыта.
Используя данную методику, я получила порошок серого цвета и проверила его на карбонат-ион, а также реакцию рН водного раствора порошка. При добавлении щепотки порошка в раствор столового уксуса началось бурное выделение пузырьков углекислого газа. Индикаторная полоска по определению рН раствора приобрела светло-зеленый цвет, что соответствует рН 7,0.
Обсуждение результатов.
Поскольку я использовала золу определенного вида – березовую, то мой неочищенный поташ весил примерно 12 г, что соответствует содержанию поташа в золе не выше 10%.
Водный раствор полученного поташа имел нейтральную реакцию рН, что, по-видимому, связано с другими кислыми солями золы.
Все опыты проделываются с какой – либо целью. Целью пятой главы было доказать, зачем может пригодится поташ в наше время.
Заключение.
Моя работа содержит исторический экскурс в глубины веков и поддерживается практическими результатами моих исследований.
Я узнала об истории изготовления и использования карбоната калия. Систематизировала материал о поташе, содержании его в растениях. Рассмотрела различные способы получения поташа. Проанализировала три наиболее доступных способа и получила поташ из древесной золы (береза) в домашних условиях. Оформила результаты исследования.
Я узнала, что получение поташа требовало высокой квалификации рабочих и в виду масштабов использования поташа наносило вред землепользованию. Но я считаю, что в условиях нашего экологического воспитания, небольшие объемы золы из качественного сырья вполне пригодны для использования в домашнем хозяйстве: в саду, для уборки, стирки и личной гигиены.
Необходимо научное сопровождение преподавателей ПГГПУ т.к. в школьной лаборатории нет нужных реактивов. В дальнейшем из полученного поташа хочу сделать мыло.