kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первый русский академик. Ломоносов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый русский академик Ломоносов прибыл в Москву из глубинку и поступил в единственную греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первый русский академик. Ломоносов.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 

"Кангаласская средняя общеобразовательная школа имени П.С. Хромова"

городского округа "город Якутск"










Первый русский академик. Ломоносов


Доклад







Стриганова Нина Алексеевна,


учитель химии и биологии



























Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне
Денисовка Архангельской губернии (сейчас Ломоносово). Отец занимался рыбным промыслом. Читать мальчика научила мама. Тяга к чтению переросла в осознание необходимости знания, науки. Многочисленные предания о великих делах Петра I бередили воображение юноши, и он упросил отца отпустить его учиться в Москву.
В начале января 1731 г. М.В. Ломоносов прибыл в Москву, где
поступил в единственное высшее учебное заведение того времени - Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Жить и учиться было очень трудно. Он писал о несказанной бедности: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен. В
Петербургскую академию наук, учрежденную Петром І. Здесь Михаил Васильевич
начал обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Занятия по математике включали и физику. Через год в числе трех наиболее способных студентов он командируется в Германию для изучения горного дела.
Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физико-
математические науки, так аттестовал его: «Молодой человек с прекрасными способностями….

.. Нисколько не сомневаюсь, что... со временем, по возвращении в
отечество, может принести пользу государству...».
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 г. его зачисляют в штат сотрудников Петербургской академии наук, а в 1745 г. утверждают профессором химии.
Ломоносов был ученым-энциклопедистом своего времени. Поражают не
только глубина и широта мыслей и идей, но и необьятный круг вопросов, научных исследований.

М.В. Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только
первым русским физико - химиком, но и первым физико - химиком вообще.
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.
В 1748 после ожесточенных столкновений с академическим начальством он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории (демонстрируется кадр из диафильма «М.В. Ломоносов»).

В 1748 г. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и
движения: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что столько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон природы простирается в самые правила движения...»
(Через эпидиаскоп показывается художественно оформленная
запись закона).

В 1758 г. он возглавил Географический департамент Академии наук, в котором
•готовили русских картографов и геодезистов. Ломоносов сконструировал однозеркальный телескоп нового типа, и сам присутствовал при опытных плавках состава «для получения большого зеркала в рефлекторе», изобрел «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В 1761 г., производя астрономические наблюдения, установил наличие атмосферы на Венере. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой «аэродромной машины», совершенствовал водяные двигатели и насосы.

Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоизделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия» (эта картина находится в старинном здании Академии наук в Ленинграде).
    • Учащиеся поочередно читают отрывки из «Письма о пользе стекла».
При этом демонстрируются кадры диафильма «Силикатная промыленность», яркие цветные открытки «Русское стекло и фарфор XVIII - XIX вв.»
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов.
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
... Пою перед Тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
.. Мы должны здравия и жизни часть стеклу.
Какую надлежит ему принесть хвалу!
• По долговременном теченьи наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство,
Что кажет в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие - досада!
Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Одно способствием искусныя руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Во зрительных трубках Стекло является нам,
Колико лал творец пространство небесам.
... Далече до конца Стеклу достойных хвал
На кои пелый год едва бы мне достал.
За тем уже слова похвальны оставляя

И что об нем писал, то делом начинаю.


С именем Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он не только перечислил различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд.
На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

M.B. Ломоносов много сделал для преобразования русского
языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка. Он писал: «Языка нашего небесна красота»,... «В нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского... краткость греческого и латинского языка». М.В. ломоносов создает ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.
Став настольной книгой для нескольких поколений русских людей,
«Риторика» Ломоносова воспитывала в них чувство долга, справедливости и любви к отечеству.

Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная
Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая четырнадцать изданий и не потерявшая научного значения до нашего времени.
Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Н.В. Гоголь писал:
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновенными строками «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

О вы, которых ожидает
Отечество от недо своих И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают.
В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покой сладки и в труде.


Чем бы ни занимался Ломоносов - физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном им в 1761 г. замечательном сочинении «О размножении и сохранении российского народа». Большое внимание уделил Ломоносов в этой работе борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.

В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределами родины.
B 1760 г. он был избран почетным членом шведской Академии
наук. В 1763 г. 10 октября Ломоносов в торжественной обстановке был избран почетным членом Петербургской академии художеств. В 1764 г. 13 апреля Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я. Штелину, неотлучно находившемуся при нем:
«Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною».
4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он
похоронен в Ленинграде на кладбище Александро-Невской лавры.

Более двух столетий прошло со времени смерти Ломоносова.
Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.
«На берегах Ледовитого моря, - писал В.Г. Белинский, - подобно
северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному».

Советский народ чтит память о М.В. Ломоносове. Многим учебным
заведениям и предприятиям нашей страны присвоено его имя. Специальные Ломоносовские чтения знакомят широкие круги советской обшественности с достижениями современной науки, c замечательными исследованиями М.В. Ломоносова.

«Когда в Советском Союзе по призыву партии и правительства, -
писал академик С.И. Вавилов, - стала бурно расти наша современная наука и техника, это взошли семена ломоносовского посева. Неслыханная война, борьба за самое наше существование потребовали еще большей мобилизации нашей науки - физики, химии, геологии. Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что краеугольные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом еще Ломоносовым».

Прав был Б.Н Меншуткин, относя к самому Ломоносову сделанный
им последний перевод Горация:


Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первый русский академик. Ломоносов.

Автор: Нина Алексеевна Стриганова

Дата: 25.03.2023

Номер свидетельства: 628320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Интегрированная игра "Самый умный""
    ["seo_title"] => string(36) "intieghrirovannaia-ighra-samyi-umnyi"
    ["file_id"] => string(6) "285778"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454245645"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Гений земли русской "
    ["seo_title"] => string(21) "gienii-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "103599"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402593862"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Творческий проект по технологии вышивка бисером "Ромашки и вишня" "
    ["seo_title"] => string(74) "tvorchieskii-proiekt-po-tiekhnologhii-vyshivka-bisierom-romashki-i-vishnia"
    ["file_id"] => string(6) "243428"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445717668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства