Патриотическое воспитание на современном уроке химии
Патриотическое воспитание на современном уроке химии
В статье обоснована необходимость реализации патриотического воспитания учащихся на современном уроке, в частности, на уроках химии. Данная цель должна охватывать весь педагогический процесс, пронизывая все его структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся, то есть, должна быть сформирована система работы по осуществлению патриотического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация.В статье обоснована необходимость реализации патриотического воспитания учащихся на современном уроке, в частности, на уроках химии. Данная цель должна охватывать весь педагогический процесс, пронизывая все его структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся, то есть, должна быть сформирована система работы по осуществлению патриотического воспитания.
Ключевые слова: неразрывность образовательной и воспитывающей функций современного урока, патриотическое воспитание на уроках химии; формирование патриотизма.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н. А. Некрасов)
«Человек рождается для человека и еще никто в мире не родился для самого себя» (Д.И. Менделеев)
Этими изречениями двух великих людей кратко объясняется вся важность патриотического воспитания и смысл жизни человека на Земле. Химия невероятно древняя, как окружающий нас мир, и в то же время, вечно молодая наука, поэтому без традиций и инноваций в её преподавании как учебного предмета не обойтись.
Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитывающей и развивающей функцией обучения.
Хорошей основополагающей традицией современного урока есть неразрывность образовательной и воспитывающей функций (их неразрывность можно сравнить с процессами окисления и восстановления в окислительно-восстановительных реакциях).
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» в разделе «Система патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях…», отмечено: «Патриотическим воспитательным потенциалом обладают изучаемые в школе естественно-математические науки» (математика, физика, химия, биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
В Концепции указывается, что «…одним из факторов оказывающих патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин является: содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность».
С этой целью необходимо подвести учащихся к осознанию того, что в наши дни неизмеримо возросла роль химии в жизни людей. Много хороших дел на ее счету; химия по праву считается наукой созидания, но в условиях империализма её достижения одновременно могут получить антигуманистическую направленность, она может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого.
Рассмотрим разделы химии, которые можно и нужно использовать в целях военно-патриотического воспитания учащихся.
При изучении темы «Простые вещества» в теме урока «Понятие об окислении, горении оксидов» в 7-м классе учащихся можно более подробно ознакомить с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой горючей пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. Таким способом иногда готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны, хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол. В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ.
В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества» в 8-м классе, рассматривая состав атомных ядер и изотопы, можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода (дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия, рассказать о страшной разрушительной силе его. Ядерное оружие обладает четырьмя поражающими факторами: «ударной волной, интенсивным тепловым излучением, проникающей радиацией и радиоактивными осколками, попадающими в почву, воду и воздух. Оно одновременно и разрушает, и сжигает, и отравляет, и оставляет после своего применения на длительное время зараженной окружающую среду».
При изучении вопроса о применении галогенов важнейших природных соединений (тема «Неметаллические элементы и их соединения» 10-й класс) целесообразно показать использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. 22 апреля 1915 года вблизи г. Ипр немцы впервые применили химическое оружие: начали газовую атаку против французских и английских войск. Из 6 тыс. металлических баллонов было выпущено 180т. хлора по ширине фронта в 6км, а затем применяли хлор в качестве ОВ и против русской армии. В результате только первой газобаллонной атаки было поражено около 15тыс. солдат, из них 5тыс. погибли от удушья.
Позднее появились и более сильные ОВ, содержащие хлор: иприт, хлорпикрин, хлорциан, удушающий газ фосген и др. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях.
Рассматривая свойства серной кислоты, целесообразно заострить внимание учащихся на использовании её при производстве взрывчатых веществ в качестве водоотнимающего средства в составе нитрующей смеси.
При изучении темы урока «Азот. Азотные удобрения» учащиеся под руководством учителя обсуждают проблему связанного азота. Решение её дало возможность получать азот в связанном состоянии в виде аммиака NH3, а из него получают аммонийные соли или в процессе каталитического окисления – азотную кислоту, а затем и её соли. Из этих продуктов можно получать различные азотсодержащие вещества, которые применяют и в мирных, и в военных целях. Сообщая стране о вступлении в строй первых заводов по производству синтетического аммиака газета «Правда» писала: «Азот в сложении с капитализмом – война, разрушения, смерть; азот в сложении с социализмом – высокие урожаи, высокая производительность труда, культура и благосостояния труда».
Рассматривая применение нитратов, можно заслушать сообщение учащихся об истории открытия и применения черного, или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углем.
Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. За столь продолжительный срок его состав практически не изменился, менялся лишь способ производства. Только в середине 19-го века вместо черного пороха стали использовать новые взрывчатые вещества с большей разрушительной силой. Они быстро вытеснили черный порох из военной техники. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох.
Говоря о применении фосфора, можно ознакомить учащихся с использованием фосфора в военном деле в качестве зажигательного и дымообразующего вещества. При сжигании фосфора на воздухе получается фосфорный ангидрид - оксид фосфора (V), пары которого притягивают влагу из воздуха и образуют пелену белого тумана, состоящего из мельчайших капелек раствора метафосфорной кислоты.
При изучении темы «Углерод» учащимся можно рассказать о ядовитом соединении углерода с азотом – циане(CN)2, в состав которого азот входит в виде радикала – CN, аналогичного по свойствам атомам галогенов. Его водородное соединение HCN образует в растворе синильную кислоту - сильное ОВ общеотравляющего действия: 70 мг ее, попадая в организм, мгновенно вызывают паралич сердца.
Рассматривая свойства оксида углерода (ІІ), необходимо отметить его токсическое действие на живые организмы. При этом оксид углерода (ІІ) связывается с гемоглобином крови, превращая его в карбоксигемоглобин. В результате гемоглобин утрачивает способность связывать и переносить кислород, наступает кислородное голодание, и человек погибает от удушья. Во время Великой Отечественной войны фашисты использовали это свойство оксида углерода (ІІ) для массового уничтожения советских граждан в машинах-«душегубках».
При изучении металлов учащимся можно дать краткие сведения об их применении в военном деле. Например, важно отметить, что литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соли лития придают им яркий сине-зеленый след. Литий применяется также в атомной и термоядерной технике. Поглощая нейтрон, ядро лития становится неустойчивым и распадается. В результате образуются два новых атома: гелий и сверхтяжелый водород – тритий. При очень высоких температурах атомы трития и другого изотопа водорода – дейтерия объединяются. При этом выделяется колоссальное количество энергии, которую обычно называют термоядерной, а соответствующие процессы - термоядерными реакциями.
Подобно другим щелочным металлам, литий применяют как теплоноситель в ядерных установках. Металл цезий используют в фотоэлементах.
Говоря о свойствах магния, можно указать на использование его в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Легкие и прочные сплавы магния с медью, алюминием, кремнием находят широкое применение в ракетостроении, машиностроении и самолетостроении.
Рассматривая области применения алюминия на основе его свойств, можно отметить, что еще в 1919 году появился первый самолет из дюралюминия. С тех пор алюминий стал поистине «крылатым» металлом. Так из сплава алюминия с магнием и кремнием сейчас изготовляют лопасти винтов самолетов и вертолетов. Сплавы алюминия с медью и марганцем широко используют в ракетной и космической технике.
В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимает железо и его сплавы – чугун и сталь. Для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей. На это обращали внимание советские ученые еще в годы Великой Отечественной войны, что позволило СССР при гораздо меньшем объеме выпускаемой стали по сравнению с фашистской Германией производить значительно больше танков, орудий, минометов и других видов вооружения.
Курс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся. В теме «Нефть. Состав и переработка нефти» (10 класс), разбирая с учащимися применение нефтепродуктов, необходимо рассказать, что на основе бензина изготовляют напалм – зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из жидкого горючего (бензина, керосина и др.) и порошка-загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970 годах. На земли Южного Вьетнама американские наемники сбросили 200 тыс. тонн напалма.
При изучении спиртов, карбоновых кислот и сложных эфиров можно сообщить, что США продолжают совершенствовать и наращивать огромный арсенал химического оружия. Американская военная машина располагает высокотоксичными ОВ нервнопаралитического действия. К ним относятся, например, производные изопропилового эфира – зарин и Ви-Икс, которые применяют в виде аэрозолей. Они поражают людей даже в противогазах.
Планы Пентагона предусматривают также увеличение производства психохимических ОВ, которые вызывают у человека сильные психические расстройства. К таким веществам относится, например, Би-Зет. Это первое высокотоксичное ОВ психохимического действия, принятое на вооружение армией США.
Американскими войсками во Вьетнаме использовалось также ОВ раздражающего действия – Си-Эс. В США его применяют и сейчас, например, для разгона демонстраций.
Рассматривая применение производных карбоновых кислот в качестве гербицидов в сельском хозяйстве, нужно разъяснить, что в руках американских милитаристов эти вещества становятся сильнейшим химическим оружием – фитотоксикантами.
В химической войне против Вьетнама армия США применила более 96 тыс. тонн гербицидов. Гербициды использовались в колоссальных дозах – рассеивались десятками и даже сотнями килограммов на гектар. Такие дозы полностью уничтожают флору и фауну. Особенно губительным оказалось применение вещества диоксина, которое и до сих пор находится в поверхностных и глубинных слоях почвы низинных районов Вьетнама. Диоксин вызывает раковые заболевания, является причиной врожденных уродств, нарушений генетического аппарата и др. По мнению ученых, для восстановления экологического равновесия в природе Южного Вьетнама потребуется, очевидно, более сотни лет.
Изучая применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, можно отметить, что многие полимеры используют в конструкциях вооружения и военной техники. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластики и другие композиционные материалы.
Так при изучении систематического курса химии необходимо формировать стойкую гражданскую позицию подрастающего поколения – граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Важно отметить, что реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея сил и средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении здорового, стабильного общества.
Список литературы
Концепция патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики . – Д.: , 2015.
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002.
Петришин В.И. Из опыта идейно-политического и военно-патриотического воспитания учащихся // Химия в школе. 1984.№ 5.
Князева Р.Н, Бородихина А.М. Ознакомление с химическими веществами, применяемыми в военном деле // Химия в школе. 1980. №3.