kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности составления методических рекомендаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавателю в учебно-методической работе довольно часто приходится использовать методические рекомендации. Что такое МР? Методические рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику выполнения какой-либо работы (например, изучение определённой темы или проведение мероприятия). Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности составления методических рекомендаций »

Особенности составления методических рекомендаций


Преподавателю в учебно-методической работе довольно часто приходится использовать методические рекомендации.

Что такое МР?

Методические рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику выполнения какой-либо работы (например, изучение определённой темы или проведение мероприятия).

Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.


Методические рекомендации имеют широкое применение.

Вот неполный список применения методических рекомендаций, которые мы можем использовать в своей работе.

Применение методических рекомендаций:

- по ведению учебных тетрадей

- по проверке письменных работ

- по правилам записей в классном журнале

- по проведению лабораторных работ

- по составлению учебных программ

- по проведению мероприятия

- по планированию домашних заданий

- по проведению индивидуальных занятий

- по работе с текстом

- по составлению пособия

- по составлению презентации

- по написанию реферата

Как составить методические рекомендации? Этот вопрос я бы хотела рассмотреть на примере составления методических рекомендаций для проведения внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

Согласно требований ФГОС и учебного плана на неё по общеобразовательным дисциплинам приходится 10 % от количества часов.


При создании учебно-методических рекомендаций необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

Алгоритм действий при создании УМР:

  1. Провести анализ рабочей учебной программы и календарно-тематического плана (чтобы они соответствовали требованиям стандартов).

  2. Выбрать тему в соответствии с рабочей учебной программой.

  3. Определить цель, задачи, объем, содержание, вид СР по данной теме.

  4. Продумать мотивацию.

  5. Определить виды заданий и время на их выполнение.

  6. Разработать систему контроля с критериями оценки.

  7. Составить список литературы по изучаемой теме.


Создавая рекомендации необходимо продумать цели, которые необходимо достигнуть учащимся.

Основные цели ВСР:

  1. Овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками по предмету.

  2. Формирование готовности к самообразованию и самостоятельности.

  3. Развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Структура методических рекомендаций:

  1. Содержание

  2. Пояснительная записка.

  3. Инструкция по организации внеаудиторной работы.

  4. Алгоритмы работы с учебником, справочником.

  5. Задачи для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению.

  6. Эталоны ответов на задания.

  7. Критерии оценки.

  8. Список используемой литературы

  9. Приложение.

Следующим этапом работы над созданием рекомендаций является определение видов заданий. Задания для СР можно разделить на 3 группы: (для овладения знаниями, для закрепления и систематизации знаний, для формирования умений).

Виды заданий для ВСР:

Для овладения знаниями:

  1. чтение текста

  2. графическое изображение структуры текста

  3. составление плана текста

  4. конспектирование текста

  5. работа со словарями и справочниками

  6. создание презентаций,

  7. использование Интернет

  8. учебно-исследовательская работа

Для закрепления и систематизации знаний:

  1. работа с конспектом лекции

  2. повторная работа над учебным материалом

  3. ответы на контрольные вопросы

  4. тестирование

  5. подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции

  6. составление таблиц для систематизации учебного материала

  7. подготовка рефератов, докладов

Для формирования умений:

  1. решение задач и упражнений по образцу

  2. выполнение чертежей, схем

  3. решение ситуационных профессиональных задач

  4. экспериментальная работа

Контроль результатов СР учащихся можно проводить в письменной, устной или смешанной форме. Итог самостоятельной работы оценивается в виде оценки, которая выставляется в журнал. Учащийся обязательно должен знать критерии оценки выполняемой работы.


Критерии оценки ВСР

Критериями оценки является набранная сумма баллов за:

  • выполненную ВСР;

  • тестовые задания, предлагаемые в конце семинарско-практического занятия;

Максимальная сумма баллов за выполненную работу = 40

От 30до 40 баллов – 5 (отлично);

От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);

От 24 до 20 баллов – 3(удовлетв.);

Менее 20 баллов – 2 (неудов);

Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо

Повторно выполнить тестовые задания или внеаудиторную работу.



На примере одной СР покажу, как она оформляется.


Оформление ВСР

Самостоятельная работа №1.

Тема: решение задач на расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям реакций.

Цель: формирование умений решать задачи на определение количества теплоты выделенной или поглощенной в результате химической реакции.

Содержание работы:

1. Приводится пример задачи и алгоритм её решения

2. Даются условия 5 задач, которые учащийся должен решить.

Срок выполнения: 1 час.

Формат выполнения: письменная работа (это может быть реферат, сообщение, презентация и т.д.)

Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».

Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради.

Руководствуясь методическими рекомендациями по ВСР, будет легко её организовать, контролировать и оценивать её выполнение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности составления методических рекомендаций

Автор: Ветрова Нина Петровна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов"
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-oformlieniiu-pis-miennykh-rabot-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "272301"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451931020"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методические рекомендации "Организация домашней работы в начальной школе ""
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskiieriekomiendatsiiorghanizatsiiadomashnieirabotyvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457857488"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Методическая разработка "Организация и проведение интеллектуальной олимпиады для детей дошкольного возраста «УМКА» "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-orghanizatsiia-i-proviedieniie-intielliektual-noi-olimpiady-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-umka"
    ["file_id"] => string(6) "101926"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402467453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства