Методическое пособие. «Интерактивные способы обучения как фактор повышения мотивации к обучению
Методическое пособие. «Интерактивные способы обучения как фактор повышения мотивации к обучению
Данная работа содержит материал рекомендательного характера по проблеме формирования положительной мотивации учебной деятельности учащихся при обучении химии посредством использования современных интерактивных способов, посредством формирования умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления, а также умений пользоваться не только учебником, но и всевозможными обучающими программами, справочной литературой; формирования экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты наблюдений и делать выводы на основе экспериментальных данных; развития познавательного интереса к химии, творческих способностей; формирования осознанных мотивов учения.Данная работа содержит материал рекомендательного характера по проблеме формирования положительной мотивации учебной деятельности учащихся при обучении химии посредством использования современных интерактивных способов, посредством формирования умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления, а также умений пользоваться не только учебником, но и всевозможными обучающими программами, справочной литературой; формирования экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты наблюдений и делать выводы на основе экспериментальных данных; развития познавательного интереса к химии, творческих способностей; формирования осознанных мотивов учения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие. «Интерактивные способы обучения как фактор повышения мотивации к обучению »
Методическое пособие
на тему:
«Интерактивные способы обучения
как фактор повышения мотивации к обучению»
Выполнила: Покорская Наталья Анатольевна,
учитель химии и биологии Береговой ООШ
Железинского района Павлодарской области
Актуальность: Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес. Если у ребенка появляется интерес к предмету, то развиваются и мотивы к обучению.
В начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательное отношение к их усвоению; эмоциональный подъем; формирование познавательных интересов.
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование у учащихся учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес.
Своевременность обращения к проблеме мотивации обусловлена и теми противоречиями, которые присущи современному процессу обучения:
- между существующей теорией формирования мотивации учения и слабой разработанностью методических основ ее реализации в предметных дисциплинах, в том числе в химии;
- между существующими условиями для формирования положительной мотивации к учению и недостаточностью разработки соответствующих учебных технологий;
- между необходимостью индивидуального подхода к ученику и массовым характером обучения;
- между необходимостью развития творческого потенциала школьника с целью адаптации к жизненным ситуациям и невозможностью ее удовлетворения в связи с сокращением бюджета времени, отведенного на изучение предметов естественнонаучного цикла.
Цель: повышение мотивации учащихся через использование интерактивных способов для достижения всеми учащимися высоких результатов обучения.
Задачи:
показать пути повышения эффективности и результативности учебного процесса при использовании интерактивных способов на уроках;
активизировать познавательную деятельность;
развивать у учащихся логическое мышление;
формировать коммуникативные умения.
Теоретическая часть.
Курс химии должен быть направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, решать прикладные задачи, развитие творческих способностей. Становление и развитие творческой личности является главной целью при обучении химии. К сожалению, в современном обществе произошла гуманитаризация образования, и интерес к изучению химии упал. Поэтому методисты и учителя ищут возможности повышения мотивации учащихся к изучению естественных наук через использование интерактивных технологий,
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. В системе интерактивного обучения используется работа в группах, в парах, в тройках и т.д.
Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи:
конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе, которого вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Внедрение интерактивного режима дает следующие возможности:
Конкретному ученику: осознание включенности в общую работу; развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности; оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Учебной микрогруппе: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Ученическому классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательной активности класса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Связке "класс-учитель": нестандартное отношение к организации образовательного процесса; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Мотивацией учебной деятельности и её воспитанием у школьников занимались такие известные психологи, как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. Такие педагоги и деятели, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов, Г.И. Щукина, отводили ведущее место в учебном процессе именно мотивам учения. В наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией познавательной деятельности школьников занимаются такие учёные, как В.Н. Липник, В.А. Филипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина. Разработкой нетрадиционных, оригинальных уроков занимались: С.А. Тихомирова, В.И. Елькин, И.Я. Ланина и другие.
Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли. Это обусловлено не только ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности, но и тем, что она определяет направленность личности человека, отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека..."
Раскрытию сущности мотивов как регуляторов человеческой деятельности и поведения, их роли и места в структуре личности посвящены труды таких ученых, как В.Г.Асеев, В.И. Ковалев, В.А. Ядов.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.
Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.
Активный метод предполагает не столь доминирующую роль учителя, как в первом случае: педагог побуждает ученика к сотрудничеству, общению, к поиску истины.
Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие ученика и учителя. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учащимися, которые взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющиеся знания.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми учащимися высоких результатов обучения. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Суть использования интерактивных форм проведения состоит в погружении учащихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего выпускника.
Основные преимущества интерактивных форм обучения:
Активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
Вовлечение учащихся в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
Развитие навыков анализа и критического мышления;
Усиление мотивации к изучению дисциплины;
Создание благоприятной атмосферы на занятии;
Развитие коммуникативных компетенций у учащихся;
Развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
Формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
Виды интерактивных методик:
Обсуждение в группах
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого учащиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Творческое задание
Творческое задание составляет содержание (основу) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческих заданий требуют от учащихся воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода:
Публичная презентация проекта
Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность выступлений.
Дискуссия
Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
Деловая игра
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальностью.Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозговогоштурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников.
Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)
Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Преимущества метода:
Развивает аналитическое мышление учащихся;
Обеспечивает системный подход к решению проблемы
Позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения.
Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Этапы работы над ситуацией в аудитории:
индивидуальное изучение текста ситуации;
постановка преподавателем основных вопросов, вводное слово;
распределение участников по малым группам;
работа в составе малой группы, выбор лидера;
представление «решений» каждой малой группы;
общая дискуссия, вопросы;
выступление преподавателя, его анализ ситуации.
Трудности, возникающие у участников анализа конкретной ситуации:
выявление проблемы;
поиск причин возникновения проблемы;
анализ проблемы с использованием теоретических конструкций;
анализ положительных и отрицательных последствий решения проблемы;
обоснование лучшего варианта решения проблемы;
выделение релевантной проблеме информации.
Интерактивная лекция
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторий с применением активных форм обучения.
Разработка проекта
Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.
Просмотр и обсуждение видеофильмов
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов
Методика «Дерево решений»
Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов.
Проблемное обучение В условиях проблемного обучения происходит активное овладение личностью теми приемами, способами, которые наиболее характерны для любой творческой деятельности.
Методика «Мозговой штурм» Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф.Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.
Мозговой штурм методом карусели
Вариант 1
В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.
В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.
Вариант 2
Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал — слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:
мои достижения;
мои умения;
не все знают обо мне, что…
Набор тем может быть и другим, но желательно, чтобы они давали возможность для самораскрытия в позитивном ключе, рассказа о своих достоинствах, сильных сторонах. Нежелательно обсуждать таким образом слабые стороны, недостатки участников.
Психологический смысл упражнения.
Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств. Упражнение дает возможность для того, что не очень одобряется в традиционном общении, но важно для творческого самораскрытия: рассказа о своих сильных сторонах, достоинствах, случай немножко похвастаться.
Обсуждение.
Что нового и неожиданного вы узнали о тех, с кем общались? А о самих себе? В какой роли вам было комфортнее — говорящего или слушающего, с чем это связано? В обычной жизни не очень-то принято хвастаться, рассказывать о своих достижениях и сильных сторонах… Как вы думаете, почему? Когда и из-за чего о своих достижениях рассказывать действительно не стоит, а когда можно и похвалиться?
Практическая значимость
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это такой метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех». Часто изучение нового материала начинает с постановки перед учащимися проблемы, которая решается совместно с ними. Учащиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала становится для учащихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активность. Использование всевозможных современных интерактивных моделей, обучающих программ в разумном сочетании с традиционными методами позволяют учащимся проявить нестандартность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать логическое мышление. Использование интерактивных методов создает в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Интерактивные методы делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности.
Вывод:
Развитие мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести ученика на уровень самодвижения.
Литература:
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М., 2006.
Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.Ю. Косовой. СПб, 2002.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
Альмухамбетов Б.А, Сарманова К.А. Концептуальные подходы к организации профильного обучения. Менеджмент в образовании. 2004.
М.Р. Танашева, Д.А. Смагулова, Р.К. Калабаева, Ж.Р. Торегожина. Системно-деятельностный подход к методическому обеспечению учебного процесса при обучении химии в средней школе. Алматы. Қазақ университетi, 2009.