Из опыта работы по реализации проекта "Смешанное обучение"
Из опыта работы по реализации проекта "Смешанное обучение"
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования.
С 2012 года на базе нашей школы реализуется проект по смешанному обучению на основе ресурса НП «Телешкола». Обучение осуществляется по группе моделей «Ротация».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по реализации проекта "Смешанное обучение" »
Из опыта работы
учителя химии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Татановская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовской области Тамбовского района
Поповой Оксаны Егоровны
на основе использования ресурса НП «Телешкола» по модели смешанного обучения «Смена рабочих зон»
«Мы лишаем детей будущего, если
продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Джон Дьюи
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.
В 2012/13 учебном году впервые в российском образовании был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола». Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом НП «Телешкола», является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС. С 2012 года на базе нашей школы реализуется проект по смешанному обучению на основе ресурса НП «Телешкола». Обучение осуществляется по группе моделей «Ротация». Основными моделями здесь являются: «Смена рабочих зон», «Перевернутый класс», «Автономная группа».
Считаю, что введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:
расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;
персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.
Сочетание очного и электронного обучения в наибольшей степени позволяет мне выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, с использованием всех функциональных возможностей информационно-образовательной платформы НП «Телешкола», организуя интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и очно в различных формах организации учебной деятельности.
Каждый учебный информационно-тематический модуль НП «Телешкола» по химии включает в себя цели и задачи изучаемого модуля, рекомендации по освоению содержания модуля, теоретические материалы с наглядными мультимедийными объектами, рубрики с дополнительной информацией, контрольно-тренировочные материалы (тренажёры разного типа и уровня сложности, задания для организации контроля, задания с открытым ответом), разноуровневые домашние задания.
Здесь есть электронный журнал и электронный дневник, где учитель видит интерактивный список уроков, прогресс прохождения модуля обучающимися, выставлены отметки за выполненные задания.
Наиболее приемлемой моделью смешанного обучения считаю модель «Смена рабочих зон». Эта модель предполагает деление класса на несколько групп. Я делю класс на 3 группы в зависимости от уровня подготовки и мотивированности обучающихся. Выделяется «Зона работы с учителем», «Зона работы online», когда обучающиеся работают с электронным образовательным ресурсом индивидуально и «Зона работы в группе». В начале урока раздаю обучающимся маршрутные листы. Готовлю их для каждой группы. Маршрут каждой группы учитывает ее специфику: самая сильная группа учащихся начинает работу в зоне «Работы с учителем» и сразу же преступает к обсуждению сложного задания. Самая слабая группа начинает работу с «Зоны online», чтобы разобраться в основных понятиях темы.
Например, тема: «Ковалентная полярная связь» (Приложение 1), обучающиеся изучают определение ковалентной полярной связи, рассматривают схемы образования ковалентной полярной связи:
Маршрут для 1 группы
Зона работы online
Зона работы в группе
Зона работы с учителем
Особенности группы: обучающиеся могут испытывать сложности в освоении учебного материала.
Маршрут для 2 группы
Зона работы в группе
Зона работы с учителем
Зона работы online
Особенности группы: обучающиеся могут иметь незначительные пробелы в изучаемом предмете.
Маршрут для 3 группы
Зона работы с учителем
Зона работы online
Зона работы в группе
Особенности группы: обучающиеся мотивированы, имеют хорошую базу знаний для изучения нового материала.
Каждая группа проходит все зоны за урок.
Работа в каждой зоне может отличаться для разных групп в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
Результатом работы в «Зоне групповой работы» может быть продукт: модели химических процессов, алгоритмы решения задач, схемы образования связей.
Для организации работы по смешанному обучению в начале учебного года составляется рабочая программа по предмету, календарно – тематическое планирование разделов (Приложение 2).
Что дает мне смешанное обучение? Во-первых - это повышение мотивации познавательной деятельности, во-вторых – реализация индивидуальных запросов уровня учебных достижений с использованием ситуации успеха, предусмотренной в НП «Телешкола», в третьих - повышение качества знаний по предмету.
Считаю, что такой способ организации учебного процесса наилучшим образом обеспечивает возможность реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект урока по теме: «Ковалентная полярная связь»
Предмет: химия
Класс: 8а
Учебно-методический комплект: Габриелян О.С. Химия .8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Дрофа.2010-2013
Цель: формирование умения определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях.
Задачи:
Предметные:
1. сформировать знания о химической связи, ковалентной связи;
2. сформировать умение определять тип химической связи в соединениях.
Метапредметные:
1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы;
2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
Личностные:
1. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточки с алгоритмами образования ковалентной полярной связи в соединениях.
Технологическая карта урока:
№ п/п
Организация работы учащихся при изучении темы на основе ресурса «Телешкола»
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Время
1
Организационный
Сообщение цели и задач урока
2 мин
2.
Актуализация знаний.
– Какую связь называют ковалентной?
- Для каких соединений характерна ковалентная неполярная связь?
- За счет чего образуется ковалентная связь?
Отвечают на вопросы.
В начале урока учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы.
5 мин
3.
Работа в группах
Задания для 1 группы
Зона online
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, выясните, чем различаются различные типы химических связей.
Рассмотрите схему образования молекулы фтороводорода.
Выпишите из словаря понятий и терминов в тетрадь для письменных работ определение ковалентной полярной связи.
Индивидуально выполните задания № 1-2 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 2,3 модуля 14.
Зона групповой работы
Запишите алгоритм составления ковалентной полярной связи в тетрадь.
- Каковы виды ковалентной связи в данных молекулах?
- Сформулируйте определение ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи.
- Какие электроны принимают участие в образовании химической связи?
- Как определить количество неспаренных электронов у данного химического элемента?
Работа с электронным ресурсом
Учитель контролирует выполнение заданий, задает наводящие вопросы
30
мин
- Что представляет собой электронная формула химического соединения? Какую информацию она несет?
- Что представляет собой структурная формула химического соединения? Какую информацию она несет?
Зона online
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, выясните, чем различаются различные типы химических связей.
Рассмотрите схему образования молекулы хлороводорода.
Выпишите из словаря понятий и терминов в тетрадь для письменных работ определение ковалентной полярной связи.
Индивидуально выполните задания № 1-4 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 1,2,3,4 модуля 14.
Задания для 3 группы
Зона работы с учителем
Ответьте на вопросы:
- Что такое металлы и неметаллы? - Что такое электроотрицательность?
- С какими видами химической связи мы познакомились? - Изобразить перекрывание электронных облаков в молекулах H2,Cl2. - Какова причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи?
- Практическое задание: Определить формулы простых и сложных веществ: H2SO4, Н2, H2СrO4, HCIO4, KMnO4, AICl3, HNO3, Br2, Mg, О2. Зона onlinе
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, объясните, какую дополнительную информацию даёт формула Льюиса. Выпишите такие формулы для атомов натрия, хлора и азота в тетрадь для письменных работ.
Опираясь на теоретический материал, выясните, чем принципиально различаются разные типы химической связи. Подумайте, как по формуле вещества определить тип связи между его атомами. Выпишите названия типов химических связей и примеры в тетрадь для письменных работ.
Постарайтесь привести свои примеры для каждого случая химической связи.
Рассмотрите «Схему образования молекулы фтороводорода» и объясните, за счёт чего каждый из атомов молекулы приобретает устойчивую электронную конфигурацию. Чем связь в молекуле фтороводорода отличается от связи в молекуле хлора?
Индивидуально выполните задания № 1-4 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 1,2,3 одуля 14.
Выполните задания с открытым ответом № 1,2 модуля 14, задания ГИА № 1,2,3
Приведите 2 примера веществ молекулярного строения с ковалентной полярной связью в молекулах. Опишите структурные частицы их кристаллических решеток. Напишите их молекулярные, структурные, электронные формулы. Дайте характеристику физических свойств веществ.
4.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Представление заданий, обсуждения.
Дети каждой группы представляют решение своих задач.
Учитель координирует ход обсуждения.
6
мин
5.
Домашнее задание.
Д/з Модуль14.
Поясняет д/з.
2
мин
Задания для 1 группы
Зона online
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, выясните, чем различаются различные типы химических связей.
Рассмотрите схему образования молекулы фтороводорода.
Выпишите из словаря понятий и терминов в тетрадь для письменных работ определение ковалентной полярной связи.
Индивидуально выполните задания № 1-2 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 2,3 модуля 14.
Зона групповой работы
Запишите алгоритм составления ковалентной полярной связи в тетрадь.
- Каковы виды ковалентной связи в данных молекулах?
- Сформулируйте определение ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи.
- Какие электроны принимают участие в образовании химической связи?
- Как определить количество неспаренных электронов у данного химического элемента?
- Что представляет собой электронная формула химического соединения? Какую информацию она несет?
- Что представляет собой структурная формула химического соединения? Какую информацию она несет?
Зона online
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, выясните, чем различаются различные типы химических связей.
Рассмотрите схему образования молекулы хлороводорода.
Выпишите из словаря понятий и терминов в тетрадь для письменных работ определение ковалентной полярной связи.
Индивидуально выполните задания № 1-4 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 1,2,3,4 модуля 14.
Задания для 3 группы
Зона работы с учителем
Ответьте на вопросы:
- Что такое металлы и неметаллы? - Что такое электроотрицательность?
- С какими видами химической связи мы познакомились? - Изобразить перекрывание электронных облаков в молекулах H2,CL2. - Какова причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи?
- Практическое задание: Определить формулы простых и сложных веществ: H2SO4, Н2, H2СrO4, HCIO4, KMnO4, AICl3, HNO3, Br2, Mg, О2.
Зона onlinе
Откройте модуль 14 вкладку «Изучаем» стр. 2
Пользуясь содержанием теоретического материала, объясните, какую дополнительную информацию даёт формула Льюиса. Выпишите такие формулы для атомов натрия, хлора и азота в тетрадь для письменных работ.
Опираясь на теоретический материал, выясните, чем принципиально различаются разные типы химической связи. Подумайте, как по формуле вещества определить тип связи между его атомами. Выпишите названия типов химических связей и примеры в тетрадь для письменных работ. Постарайтесь привести свои примеры для каждого случая химической связи.
Рассмотрите «Схему образования молекулы фтороводорода» и объясните, за счёт чего каждый из атомов молекулы приобретает устойчивую электронную конфигурацию. Чем связь в молекуле фтороводорода отличается от связи в молекуле хлора?
Индивидуально выполните задания № 1-4 в рубрике «Тренируемся» и «Контрольные задания» № 1,2,3 одуля 14.
Выполните задания с открытым ответом № 1,2 модуля 14, задания ГИА № 1,2,3
Приведите 2 примера веществ молекулярного строения с ковалентной полярной связью в молекулах. Опишите структурные частицы их кристаллических решеток. Напишите их молекулярные, структурные, электронные формулы. Дайте характеристику физических свойств веществ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Планирование тематического раздела КТП
Химия
Название раздела: Сложные вещества.
Количество уроков: 10
Даты по календарно-тематическому планированию:
29.11.13 Степень окисления.
03.12.13 Бинарные соединения.
06.12.13 Основания.
10.12.13 Кислоты.
13.12.13 Кислотность почвы.
17.12.13 Соли.
20.12.13 Чистые вещества и смеси.
24.12.13 Очистка воды.
27.12.13 Массовая и объемная доли компонентов смеси.
30.12.13 Обобщение и систематизации знаний.
Учебные цели всего раздела: развитие понятий о веществе на примере основных классов неорганических соединений, формирование умений составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.
Обучающиеся в ходе изучения раздела научатся:
определять степень окисления в соединениях;
называть оксиды, основания, кислоты, соли;
определять состав вещества по их формулам;
распознавать опытным путем растворы щелочей, кислот;
определять принадлежность вещества к определенному классу;
составлять формулы веществ;
разделять опытным путем смеси, производить очистку воды;
вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объем, количество вещества продукта реакции по массе, объему, количеству вещества, содержащего примеси;
определять кислотность почвы.
Личностные: 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; 3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
1-я линия развития – осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
2-я линия развития – рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
3-я линия развития – использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
5-я линия развития – овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
6-я линия развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Констатирующее оценивание (способ оценки достижения поставленных учебных целей):
Тип заданий: репродуктивный, продуктивный
Краткое описание задания (ий) продуктивного типа
Исследование
Составление тестов
Практические и лабораторные работы
Инструкция по оцениванию констатирующего задания (критерии и порядок начисления баллов – желательно в виде таблицы)
Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся
Критерий оценивания
Полное название критерия
Планируемый результат в соответствии с требованиями ФГОС
Тип задания
А (max 6)
Единый мир
Описывает свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризует вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывает смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «степень окисления», используя знаковую систему химии;
изображает состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений.
Тесты, контрольные работы, исследования
B (max 6)
Передача научной информации
Дает определения понятиям, используя эффективно и точно научный язык;
знает классы неорганических соединений;
правильно записывает формулы веществ; умеет оформлять задачу, правильно записывает обозначения и единицы измерения, знает формулу для определения массовой доли растворенного вещества.
Тесты, зачеты, контрольные работы, исследования
C (max 6)
Знание и понимание содержания науки
Умеет давать названия соединениям по формулам, правильно определяет степени окисления элементов в соединениях; демонстрирует понимание при решении задачи;
правильно использует формулу для определения массовой доли растворенного вещества.
Тесты, зачеты, контрольные работы, исследования
D (max 6)
Научное исследование
Умеет формулировать гипотезу, цель работы;
умеет указывать физические величины;
знает химическое оборудование;
умеет описывать свои действия.
Лабораторные работы, проекты, исследования
E (max 6)
Обработка данных
Умеет формулировать наблюдения;
умеет формулировать выводы.
Контрольные работы, зачеты, исследования, лабораторные работы
F (max 6)
Отношение/подход к работе
Умеет собирать экспериментальную установку;
умеет наблюдать;
соблюдает правила по технике безопасности.
Исследования, проекты
Способ перевода технических баллов в результирующую отметку (учитывается ли формирующее оценивание и каким образом?)
Оценка по 5 бальной шкале
Баллы по критериям
Доля от максимально возможного балла по критериям, %