Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучение на уроках химии»
В условиях реформирования системы образования, целью химического образования является освоение основ химии, для обеспечения условий интеллектуального развития и саморазвития личности, формирования у учащегося разумного отношения к себе, другим людям и окружающей среде.
Поскольку работа связана с особым контингентом обучающихся, для большинства из которых характерны: низкий уровень развития познавательных способностей и уровень мотивации к учебной деятельности, слабо сформированы общеучебные умения и навыки, самоконтроль, самооценка. Память преобладает механическая. Обучающиеся находятся на разном уровне развития знаний, а некоторые испытывают затруднения при работе с учебными текстами и таблицами, установлении причинно-следственных связей, построении логической цепочки, обобщении учебного материала. Главная причина – выпадение из нормального возрастного образовательного потока, дидактическая запущенность, завышенная самооценка, большой перерыв в обучении по времени.
Индивидуальные задания позволяют обучающимся компенсировать незнание пройденного материала и облегчить изучение нового. Преодолению педагогической запущенности и обеспечению освоения всеми учащимися необходимых знаний по химии способствует использование индивидуального подхода.
Индивидуальный подход- это:
·принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
·ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
·учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
·создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения- это:
·организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
·различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются:
Наиболее результативной является работа по следующим методам:
Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
А.С. Границкая: нелинейная конструкция урока: часть первая - обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
Для организации индивидуальной работы необходимо:
1.Выяснить индивидуальные способности каждого ученика, уровень знаний
и умений.
2. Для самостоятельной работы необходимы карточки, содержащие задания.
3. Для восполнения пробелов в знаниях учащихся эффективны разнообразные алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал разделён на логически связанные порции.
4. Задания должны иметь четкий алгоритм выполнения.
Учащиеся, выполняя упражнения, вначале работают под непосредственным руководством учителя, а затем переходят к частично самостоятельной и, наконец, к полностью самостоятельной работе.
Например:
Расставьте коэффициенты в уравнении: Ba(OH)2 +H3PO4 =Ba3(PO4)2↓+H2O
Подбор коэффициентов в уравнениях обменных реакций
Подбор коэффициентов проводится поэлементно, например:
Для сохранения числа атомов каждого элемента до и после реакции подбирают дополнительные множители, начиная с самого сложного по составу вещества - Ba3(PO4)2 (коэффициент 1): слева 1 атом P ---- справа 2 атома P (множитель 2)
слева 1 атом Ba ---- справа 3 атома Ba (множитель 3)
В уравнение реакции перед формулой Ba3(PO4)2 следует поставить коэффициент 1 (обычно опускается, но подразумевается), перед формулой H3PO4 - коэффициент 2 и перед формулой Ba(OH)2 - коэффициент 3: 3Ba(OH)2 + 2H3PO4 = Ba3(PO4)2↓ + ? H2O
Затем подбирается коэффициент для H2O: слева 12 атомов H ---- справа 2 атома H (множитель 6)
Теперь следует провести проверку по тому элементу, число атомов которого не сравнивалось (кислород): cлева 14 атомов O ---- справа 14 атомов O
Подбор коэффициентов проведен правильно.
Задания различных видов, которые целесообразно использовать при организации самостоятельной работы учащихся на примере разбора темы «Кислоты» в 8 классе:
I. Внимательно прочитайте параграф учебника, вставьте в определение подходящие по смыслу слова. 1.Кислота-это…… состоящее из атомов Н и кислотного остатка. 2.Кислоты по составу делятся на 2 группы ………. И ………….. 3.Найти соответствие между формулами кислот и их названиями: НNO3 cерная HCL азотная H2SO4 cоляная II. 1.Прочитай текст параграфа и заполни моно-кластер «Паучок». Кислоты-------------- сложные ------------ ……….. вещества III. 1.Закончите уравнения следующих реакций:
HCl+Mq= H2SO4+Zn= H2SO4+Al= H2SO4+Cu= HCl+Cu= H3PO4+Mq= H2SO4+Fe= H3PO4+Au= H3PO4+Aq= HCl+Fe= H3PO4+Na= 2.Какие из названных веществ реагируют с разбавленным раствором серной кислоты: А) Ag; В) AL(OH)3 С) Fe(OH)2 Д) Сu Е) Cu(OH)2 3.Решите задачу: Сколько молей хлорида бария образуется при взаимодействии сульфата натрия массой 12.6 г с соляной кислотой? 4. По данным схемам составьте уравнения реакций: a) Cu CuO Cu (NO3)2 б) Pb PbO PbCl2
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование индивидуального обучения:
использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;