Функциональные особенности и формы химического эксперимента
Функциональные особенности и формы химического эксперимента
Данный материал предназначен для учителей химии средней школы. В сжатой форме дается описание функций химического эксперимента, а также характеристика его основных форм. Выступая как метод познания явлений, эксперимент служит неопровержимым доказательством объективности научных знаний о природе, свидетельством доступности мира познанию человека, основанием возможности целенаправленного преобразования природы. Эксперимент - важнейший путь осуществления связи практики с теорией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функциональные особенности и формы химического эксперимента »
Функциональные особенности и формы химического эксперимента.
Т. А. Игнатович
МОУ Подвязновская СОШ, село Подвязновский, Ивановский район, Ивановская область.
Химический эксперимент является специфическим методом и средством обучения. На мой взгляд эти особенности химического эксперимента как нельзя лучше отражают различные его стороны и функции в процессе обучения школьников химии. Также они характеризуют его многоплановость использования и практическую значимость. Эксперимент должен подвести обучающихся к пониманию важнейших закономерностей химической науки.
В процессе обучения химии эксперимент является, во-первых, своеобразным объектом изучения, во-вторых, методом исследования, в-третьих, источником и средством нового знания.
Можно выделить 3 основные функциональные особенности химического эксперимента:
1) познавательная, так как эксперимент очень важен для усвоения обучающимися основ химии, постановки и решения практических проблем и задач, выявления значения химии как науки в современной жизни человека;
2) воспитательная, так как химический эксперимент много способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, также формирует убежденность и потребность в необходимости труда, достаточно важен для ориентации школьников в выборе будущих соотвествующих профессий;
3) развивающая, потому что эксперимент в химии служит для приобретения и совершенствования практических, общенаучных навыков и умений.
Путем наблюдения и проведения опыта обучающиеся могут познавать многообразную природу веществ и химических соединений, накапливать факты для обобщения и сравнения.
В процессе проведения занятий можно выделить непосредственно познавательный эксперимент, который дает школьникам знания об изучаемом предмете – это химические опыты, которые описывают химические свойства тех или иных веществ. Существует также наглядный эксперимент, который, как правило, является подтверждением объяснений учителя.
В курсе обучения химии принято деление химического эксперимента на демонстрационный, который осуществляет учитель, и ученический, выполняемый обучающимися. Ученический эксперимент составляют лабораторные опыты и практические работы. Какими бы не были яркими демонстрации опытов, они не заменят в познавательном отношении опыты, которые выполняют обучающиеся самостоятельно, хотя порой они достаточно просты по оформлению, и внешний эффект не так уж велик. Выполняя опыт самостоятельно, ученик совершенствует свои практические навыки и умения, самостоятельно получает результат. Практические работы предусмотрены общеобразовательной программой как обязательные. Целью такого рода занятий является не только совершенствование и закрепление пройденного материала, но и проверка навыков и умений обращения с химическими веществами. В процессе проведения химического эксперимента обучающиеся на практике приобретают новые и совершенствуют уже известные знания для решения задач по разделению смесей веществ, их распознаванию. В нашей школе практические опыты школьники обычно выполняют парами по соответствующим инструкциям. После выполнения практической работы каждый обучающийся оформляет отчет о проделанной работе в произвольной или заранее предложенной форме. Успешное проведение практического занятия может быть обеспечено только тогда, когда школьники подготовлены к нему и имеется все необходимое оборудование для работы. Основное требование к любому химическому опыту – это требование полной безопасности эксперимента для ученика. В связи с этим необходима предварительная проверка опытов и строжайшее соблюдение правил по технике безопасности для всех работающих в кабинете химии. Основа гарантии безопасности химического опыта – это высокая техническая грамотность педагога.
Считаю, что химический эксперимент является важным путем осуществления связи между практикой и теорией при обучении химии, путем, когда знания превращаются в убеждения и четкие выводы. Также важное значение эксперимент имеет для политехнической подготовки обучающихся в современной школе.