kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Автор  предлагает виды заданий для диагностики и формирования различных универсальных учебных действий на уроках химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика»

Учитель химии Сидорова Лидия Вазировна,

г. Нижневартовск, МБОУ «СШ №12»

Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;

познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;

коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент; оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.

Личностные действия - формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. Это не только покажет прочность химических знаний родителей, но и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В дальнейшем можно предложить задания на подготовку сообщений на темы: «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья» и т. д.

Пример №1. Составьте как можно больше предложений по теме «Превращение веществ», которые бы включали в себя три слова, указанные в задании (можно изменять падеж слов и использовать другие слова)

Вариант1: явление, природа, общество;

Вариант2: тело, агрегатное состояние, вещество;

Вариант 3: явления, новые вещества, результат.

Цель: раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №2. Представьте и опишите, что будет, если люди перестанут использовать: а) металлы, б) пластмассу, в) различные волокна.

Цель: раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №3. Мысленный эксперимент. В 3-х склянках находятся твердые вещества: оксид фосфора (V), оксид меди (II), оксид железа (III). Распознайте данные вещества, используя только один реактив – раствор серной кислоты. Напишите уравнения реакций и укажите признаки реакций.

Цель: овладение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Возраст: 15-16 лет (9 класс)

Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения. Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: ----- определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь ( классификация веществ). ----- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции. ----- определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ. ----- уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

Пример №1. Заполни таблицу:

Общее в строении

Символ элемента

Различия в строении

 

28Si

 

29Si

 

30Si

 

Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №2. Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им места в схеме.
Цель: развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.




Пример № 1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3

Цель: оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №2. Экспериментально осуществить следующие превращения:

AlCl3 —  Al(OH)3 ——Na[Al(OH)4] ‑—Al(OH)3.

Цель: определение цели задачи, составление плана ее решения, а затем приступить к практическому выполнению работы.

Возраст: 15-16 лет (9 класс)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

Для формирования коммуникативных действий (раньше – умение работать в парах(группах) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини- зачёта ( проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться.

составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.



Пример №1. Отгадайте, о каком элементе или веществе идет речь в стихотворении. Найдите в произведениях классиков русской (зарубежной) литературы описание одного вещества (или элемента).
Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись,
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая,
Глухих разрывов газовых гранат.
Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,

Напяливанье масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.

Цель: аргументировать свою точку зрения, развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой

Возраст:15-16 лет (9 класс)

Пример №2. Разбивается класс на 4 группы. Каждая группа готовит определенную часть материала и выступает с ней перед остальными. Тема: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла. СМС».

1 группа: Сложные эфиры. Что это такое? Физические свойства. Нахождение в природе. Применение

2 группа: Жиры. Состав, строение, свойства. Необходимость жиров в питании человека.

3 группа: Мыла. История возникновения мыла. Разновидности мыла. Способы мыловарения.

4 группа: Синтетические моющие средства(СМС): их разновидности, состав, применение. Отличие СМС от мыла.

Цель: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого

Возраст: 16-17 лет (10 класс)

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты: – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

  • У каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

    Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.  

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

  3. Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб,  2007.

  4. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.

  5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.

  6. Демидова М.  Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика

Автор: Сидорова Лидия Вазировна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "ТК к уроку "Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(46) "tk-k-uroku-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "248491"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446734057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Практическая работа "Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием "
    ["seo_title"] => string(181) "praktichieskaia-rabota-pravila-po-tiekhnikie-biezopasnosti-pri-rabotie-v-khimichieskom-kabinietie-priiemy-obrashchieniia-s-naghrievatiel-nymi-priborami-i-laboratornym-oborudovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "198034"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства