kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках химии»

Кусайло Г.Г., преподаватель отдельной дисциплины (физика, химия, биология), учитель высшей квалификационной категории

Формирование УУД на уроках химии
в условиях реализации ФГОС ООО

В данной статье приведены примеры формирования и развития универсальных учебных действий воспитанниц на уроках химии с позиций «действие – технология» и «технология – формируемые действия» с акцентом на организацию и применение исследовательской деятельноcти воспитанниц.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, уроки химии

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия бывают:

1. Регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

2. Познавательные (включая знаково-символические, логические, действия поиска и постановки проблем);

3. Коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Предмет химии изучается в старших классах, поэтому воспитанницы приступают к его изучению, имея определённый «багаж» УУД, приобретённых в ходе занятий по другим предметам. Вместе с тем, изучая химию, воспитанницы столкнутся с такими уникальными знаниями, как Периодическая система элементов, химические превращения (реакции), химический язык – язык формул. В ходе освоения этих знаний воспитанницами формируются многие познавательные универсальные учебные действия, а применение и развитие регулятивных и коммуникационных УУД будут способствовать повышению эффективности их учебной деятельности.

Разнотипные уроки (урок открытия новых знаний, рефлексии, развивающего контроля, общеметодологической направленности, учебной экскурсии, решения практических, проектных задач) способствуют формированию и развитию различные УУД.

Уроки - «открытия» нового знания:

познавательные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (анализ информации, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использования различных источников для получения химической информации;

регулятивные: определение учебных задач и способов их решения;

коммуникативные: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме; проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения.

Уроки рефлексии:

познавательные: умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, различать способ и результат действия;

коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уроки развивающего контроля:

познавательные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использования различных источников для получения химической информации;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение использовать речь для регуляции своего действия, уметь контролировать действие партнёра.

И наоборот, имея задачу формирования (развития) того или иного УУД можно включать в содержательную часть урока те или иные задания.

Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны: 
определить класс веществ левой части – реагентов, по их химическому составу, т.е. установить логическую связь состав – классификация веществ;

определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;

определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;

уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Приёмы формирования коммуникативных УУД:

давать учащимся время на обдумывание их ответов;

обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;

не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);

поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;

предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;

создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

С целью формирования регулятивных действий проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.

Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

– «преднамеренные ошибки»;

– поиск информации в предложенных источниках;

– взаимоконтроль;

– взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

– диспут;

– заучивание материала наизусть в классе;

– «ищу ошибки»;

– КОНОП (контрольный опрос на определённую проблему).

Одним из видов учебной деятельности воспитанниц, способствующих формированию УУД является проектно-исследовательская деятельность (см. таблицу 1).

Таблица

Компоненты проектно-исследовательской деятельности и соответствующие им УУД

Компоненты
деятельности

Цель, задачи и результаты

УУД

Информационный

Получение информации об уже имеющихся знаниях, их обобщение. Составление обзора констатирующего характера по теме исследования

Работа с учебной литературой, умение пользоваться

справочниками и таблицами

Аналитико-критический

Анализ и критическая оценка имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью не изученных сторон темы исследования. Составление аналитического обзора по теме, формулирование проблемы исследования и конкретных задач

Анализ, сравнения, обобщение, умение готовить сообщение

Собственно

исследовательский

Проведение теоретического и экспериментального исследования. Получение новых знаний и решение поставленной проблемы

Составление плана эксперимента, прогнозирование его результатов, нахождение причинно- следственных связей, умения проводить эксперименты, наблюдения, формулирование выводов

Трансляционно-

оформительский

Составление сообщения (научный текст) с описанием проделанной работы и полученных результатов

Обобщение, умение готовить сообщение, построение графика, применение знания для объяснение нового материала


Для оценки степени формирования УУД (степень достижения метапредметного результата) можно, использовать следующий методический подход (таблица 2):

Таблица 2 Критерии и показатели оценки степени формирования УУД

Компоненты

Низкий

Средний

Высокий

1. Умение самостоятельно ставить цель

Ставит цель под руководством

Умеет выбирать цель из предложенных нескольких вариантов

Умеет самостоятельно ставить цель

2. Умение определять задачи для достижения цели

Определяет задачи под руководством

Умеет определять иерархию задач из предложенных

Умеет самостоятельно определять задачи для достижения цели

3. Умение составлять план работы

Составляет план работы после обсуждения предстоящей работы с руководителем

Умеет составлять план по предложенному алгоритму

Умеет составлять план работы

4. Установление причинно-следственных связей

Устанавливает причинно-следственные связи под руководством

Устанавливает причинно-следственные связи при разрешении предложенной проблемной ситуации

Умеет устанавливать причинно-следственные связи

5. Формулирование выводов

Формулирует выводы под руководством

Формулирует выводы при разрешении предложенной проблемной ситуации

Формулирует выводы самостоятельно


Проблемы достижения метапредметных результатов:

  • противоречие между традиционной «предметной» системой обучения и метапредметным подходом;

  • отсутствие практических разработок, направленных на достижение метапредметных результатов обучения в области химии;

  • есть риск существенно понизить уровень знаний по химии при погоне за «метапредметными результатами»;

  • необходимо найти разумное сочетание «метапредметности» и «предметности».

Пути достижения метапредметных результатов (формирования УУД):

  • внедрение новых схем ведения урока («проблемные уроки»);

  • использование проблемного подхода в учебном комплекте (учебники, методические рекомендации, интерактивные ресурсы);

  • разработка новых форм заданий (эвристических, исследовательских);

  • разумное применение проектной и исследовательской деятельности;

  • введение метапредметной составляющей в предметные олимпиады.

Изучение химии как естественно-научной дисциплины позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия на всех занятиях. Для повышения эффективности необходимо чаще прибегать к проведению совместных занятий по двум-трём и более предметам одновременно.

Дальнейшая формализация внедрения развития УУД в практику проведения занятий по всем дисциплинам вызовет необходимость создания единой схемы формирования УУД на занятиях по всем дисциплинам, преподаваемым в Пансионе на каждом году обучения, что представляет собой тему докторской диссертации (проблема планирования и учёта формирования и развития УУД) или НИР для научного коллектива с педагогическим опытом.



Список литературы
  1. Приказ Минобрнауки 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Н.Е. Дерябина «Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии» // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.

  3. С.В. Ярцева «Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии» // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.

  4. Н.Р. Файзуллина «Об использовании в обучении деятельностного подхода» // Химия в школе. - 2003. - N 3. - С. 19-21

  5. С.В. Дмитриев «Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения» // Школьные технологии. -2003-№6. – С. 30-39


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД на уроках химии

Автор: Кусайло Галина Геннадьевна

Дата: 19.09.2021

Номер свидетельства: 586962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока химии на тему: "Металлы- простые вещества" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-mietally-prostyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "136271"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417080983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Формирование и диагностика познавательных УУД на уроках химии в основной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_i_diaghnostika_poznavatiel_nykh_uud_na_urokakh_khimii_v_osnovnoi_s"
    ["file_id"] => string(6) "421924"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497514167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Формирование УУД на уроках химии"
    ["seo_title"] => string(36) "formirovanie_uud_na_urokakh_khimii_1"
    ["file_id"] => string(6) "600856"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645446648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Формирование УУД в процессе обучения химии через активные педагогические технологии"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_uud_v_protsesse_obucheniia_khimii_cherez_aktivnye_pedagogicheskie_t"
    ["file_id"] => string(6) "496620"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548138071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства