«Формирование и диагностика познавательных УУД на уроках химии
в основной школе»
учитель химии Кукушкина Т.И.
г. Переславль-Залесский Ярославской области
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;
познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;
коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.
Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны:
----- определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь ( классификация веществ).
----- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции.
----- определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ.
----- уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Пример №1. Заполни таблицу:
Общее в строении | Символ элемента | Различия в строении |
| 28Si | |
29Si | |
30Si | |
Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Пример №2.
Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им места в схеме.
Цель: развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования.
Пример №3
«Третий лишний». Назовите «лишнее» вещество среди двух предложенных, используя знания о химической связи:
Пример №4
Какие признак положен в основу классификации кислот, формулы которых приведены ниже?
а) HCl, HNO3 б) H2SO4, H2SO3 в) H3PO4
а) N2, O2, HCl б) N2, NH3, HCl
Пример №5
Расставьте понятия «простые вещества», «металлы», «сложные вещества», «неметаллы» на соответствующие им места в схеме. Определите основание (другое вещество) по его классификации. Заполните схему конкретными примерами, вписав их вместо пропусков.
В течение учебного года мной применялись разные приемы при формировании познавательных УУД на уроках, при выполнении контрольных заданий, при опросе.