Результат нашего образования -это овладение компетентностями. Компетенция -это не просто набор знаний и умений, а это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции мобилизовать приобретённые знания и умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование общих компетенций на уроках химии»
Формирование общих компетенций на уроках химии
Выпускник техникума должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным в различных социальных группах. Поэтому мы должны создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Традиционно вся наша система образования ориентировалась на получение студентами знания как цель образования. На сегодняшний день результат нашего образования – овладение компетентностями. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизировать приобретенные знания и умения в нужный момент. В образовании химия – это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования общих компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности студентов. Формирование общих компетенций студентов осуществляется и через самостоятельную работу студентов. Проблема эффективности самостоятельной работы студентов сохраняет свою актуальность в педагогике длительное время. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления, полученных теоретически знаний и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования компетенций, умений использовать нормативную,
справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Задания для самостоятельной работы студентов могут определяться на
одном или нескольких уровнях: репродуктивный (тренировочный),
На начальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий
химии студенты, прежде всего, выполняют практические работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для последующего выполнения заданий.
Репродуктивные задания помогают студентам «уложить» знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепить изученный материал.
Студенты при их выполнении могут применять следующие приемы:
- решение заданий по готовому образцу;
- ответы на вопросы по предложенному тексту;
- выполнение эксперимента по готовой инструкции;
- составление таблиц по тексту учебника, чтение таблиц;
- описание свойств вещества, явлений;
- пересказ текста учебника, видеофильма;
- изготовление моделей молекул;
- составления химического словаря и т. д.
Примеры репродуктивных заданий.
Задания к теме «Обобщение сведений об основных классах углеводородов»
1. Поставь пропущенные слова в определениях:
Алканы - это…… в молекулах, которых содержится только……
Арены - это……. в молекулах, которых содержится только……..
2. Приведи по два примера формул алкенов, алкинов.
3. Даны формулы веществ: СН3 С2Н2 С6Н6 С5Н12
Определите классы углеводородов, их формулы строения.
Реконструктивный (частично-поисковый) и творческий (поисковые) типы
рассмотрим на примерах лабораторных занятий.
Качество организации лабораторных занятий - одно из основных условий
формирования общих компетенций. Лабораторные и практические занятия
способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности студентов, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
При проведении лабораторных занятий у студентов формируются
практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Примером может служить одна из лабораторных работ с применением
дифференцированных заданий.
Тема: Решение экспериментальных задач на обнаружение
кислородосодержащих органических веществ.
Цель:
- Приобрести навыки в составлении словесных алгоритмов и блок-схем для
распознавания веществ.
- Научиться распознавать вещества по их качественным реакциям.
Записать уравнения реакций. Определите типы химических реакций.
3. Задача (зеленая)
Дано: глюкоза, глицерин, формалин.
Определить каждое вещество.
Составить блок-схему.
Записать уравнения реакций. Написать применение предложенных вам
веществ.
К данной лабораторной работе я применяю следующие педагогические
технологии:
Технология индивидуального обучения (ОК2. ОК3. ОК4).
При этом обучении деятельность студента состоит в следующем
1. Выбор конкретной карточки
2. Отработка различных форм информации по дидактическим карточкам.
3. Представление химической информации в выбранных формах
4. Представление собственного информационного продукта.
В результате происходит отработка и формирование собственной
технологии обучения.
Технология взаимообмена заданиями в парах сменного состава (ОК3.
ОК6. ОК7. ОК9.).
Каждый студент получает карточку блока с цветовым сигналом.
По первой части карточки студенты работают совместно (в паре, которые в течение учебного занятия изменяются). Принцип свободного выбора предполагает поиск партнера по цветовому сигналу. Вторую и третью часть они выполняют, работая индивидуально. По завершению лабораторной работы студенты оценивают себя и партнера.
Технология взаимообмена заданиями в парах постоянного состава
(ОК3. ОК6. ОК7. ОК9.)
Работа в парах постоянного состава предполагает обмен учебной
информации между двумя студентами, сидящими рядом. Каждый студент получает карточку. По первой части студент слушает объяснения от партнера.
Вторую часть карточки он выполняет, работая индивидуально. Само-и
взаимооценивание происходит аналогично описанному в технологии работы в
парах сменного состава.
Технология проектно-исследовательской деятельности (ОК1. ОК2.
ОК3. ОК4. ОК5. ОК6. ОК8. ОК9.).
Дифференцированные задания позволяют каждому студенту выбирать
проекты в соответствии с его способностями с учетом личных возможностей и потребностей. В результате студенты самостоятельно обрабатывают информацию, осуществляют поиск, анализируют и представляют полученные результаты, выдвигают гипотезы.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС студенты осуществляют
поиск химической информации в различных источниках, в том числе в сети
Интернет, обработку и представление химической информации в различных
формах.
В заключение следует отметить, что лабораторные и практические занятия
на уроках химии являются одним из основных видов учебных занятий, которые реализуют основной принцип ФГОС нового поколения - принцип интеграции теории и практики в формирования общих компетенций.