1 задание. Эссе по теме «Возможности использования потенциала промышленных предприятий Курганской области для осуществления профориентационной работы с выпускниками с целью популяризации специальностей химико - биологической направленности»
Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной
деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе.
Л.С.Выготский
В современном мире школе отводится большая роль за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. Он должен соответствовать интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам, а также требованиям, которые предъявляет профессия к личности обучающегося. Путь к выбору профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии развивается в результате яркого, увлекательного преподавания и практической значимости предмета.
М. В. Ломоносов в XVIII веке утверждал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…». В XXI веке актуальность высказывания ученого не только сохранилась, но и приумножилась. Жизнь современного человека без химии просто невозможна. Знания химии применяются практически во всех отраслях экономики: медицине, фармакологии, сельском хозяйстве (удобрения, гербициды, инсектициды, вещества для отпугивания вредителей, физиологически активные вещества, управляющие ростом и развитием растений, ускоряющие созревание, увеличивающие массу плодов и многие другие). С химией связано развитие таких отраслей промышленности как металлургия, машиностроение, транспорт, производство строительных материалов, электроника, фармакология, легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность.
На территории Курганской области размещено большое количество промышленных предприятий со специальностями химической направленности. И наш регион по праву может гордиться тем, что эти предприятия ежегодно производят специальную продукцию и вносят неоценимый вклад в развитие экономики всей страны.
В своей педагогической деятельности в целях профориентации учащихся применяю различные методы и формы. На уроках химии связываю программный материал с промышленными возможностями региона. При изучении темы «Металлы» рассказываю обучающимся, что практически все технические профессии связаны с изучением свойств металлов и их применением. Привожу примеры машиностроительных предприятий Курганской области. В первую очередь - «Катайский насосный завод», расположенный в нашем родном районном центре и производящий для химической и нефтехимической промышленности центробежные горизонтальные насосы. «Курганхиммаш», «Курганмашзавод», «Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования» выпускает оборудование для предприятий разных видов промышленности, «Курганприбор» специализируется на выпуске приборной и втулочной продукции оборонного и гражданского характера. Есть в нашем регионе и крупнейшие автомобилестроительные предприятия. Это: «Курганский автобусный завод», КЗКТ - завод по производству колесной транспортной техники тяжелого класса, «ТЕХНОТРАНС»- сервисное обслуживание, поставка запасных частей, гарантийный ремонт машин. При изучении тем «Соединения металлов» и «Соединения кремния» обращаю внимание учащихся на то, что многие химические соединения являются сырьем для производства строительных материалов. Это: глина, известняк, кварцевый песок, цемент, гипс, мел, негашеная известь. Курганская область – один из многих регионов нашей страны, занимающихся производством строительных материалов. Крупнейшее предприятие этой направленности расположено в г. Шадринске – «Шадринский завод ЖБИ и металлоконструкций». Изучение темы «Лекарства» начинаю с знакомства с уникальным фармацевтическим предприятием нашей области - ОАО «Синтез», выпускающем лекарственные препараты, активные фармацевтические субстанции, медицинские изделия и ветеринарные препараты. В процессе подготовки выпускников к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, организую экскурсии на промышленные объекты. Несколько раз нам удалось посетить Катайский насосный завод, ОАО «Молоко» в г. Катайске и Шадринский молочно- консервный комбинат. Школьникам очень нравятся такие мероприятия. Благодаря современным технологиям стало возможным посещение виртуальных экскурсий тех предприятий, которые расположены от нас далеко. Также целесообразно проводить вечера, конференции, диспуты, посвященные выбору профессий с выступлением на них представителей различных профессий (фармацевт, слесарь, сварщик). Позволяет решить проблему профессионального самоопределения подростков и курс по выбору «Химия в моей будущей профессии», предназначенный для учащихся 9 класса.
Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии. Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от умения учителя связать программный материал по химии с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения.
2 задание. Разработать задание, позволяющее определить уровень сформированности функциональной ЕНГ школьников (с использованием местного (краеведческого) материала).
Используя текст и таблицу, выполните задания.
Экологические группы растений (по отношению к свету).
Фотосинтез – это процесс синтеза зелёными растениями органических веществ из неорганических под воздействием света при помощи молекул хлорофилла. На его скорость влияют различные параметры среды, в том числе интенсивность света. По потребности в свете растения делятся на: светолюбивые – (гелиофиты), произрастающие на открытых пространствах и не выносящие длительного затенения, тенелюбивые - (сциофиты), обитающие в затенённых условиях и теневыносливые (факультативные гелиофиты), промежуточный вариант.
табл 1.Содержание хлорофилла (в г/кг сырого веса) в зависимости от условий освещения
Растение
Содержание хлорофилла
на свету
при недостатке света (затенении)
Лиственница
1,77
0,06
Сосна
2,24
0,47
Ель
3,89
1,28
Задание 1.Какое из перечисленных в таблице растений более тенелюбиво? Ответ поясните.
Система оценивания.
Балл
Содержание критерия
2
Растение: ель. Пояснение: у растений, обитающих в условиях затенения, должно быть больше хлорофилла, чтобы улавливать свет).
1
Выбран один вариант из этого списка
0
Правильный ответ не дан
Характеристика учебного задания 1.
Предлагается сформулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в форме словесного текста и таблицы.
Оцениваемое умение (компетентность): анализировать, интерпретировать данные, делать соответствующие выводы.
Контекст: окружающая среда (процессы и явления в живой природе)
Познавательный уровень. Высокий
Задание 2.Приведите по два примера растений Курганской области, (кроме имеющихся в табл 1), относящихся к группам сциофиты, гелиофиты, факультативные гелиофиты. Запишите их названия в таблицу.
Сциофиты
Гелиофиты
Факультативные гелиофиты
Система оценивания.
Балл
Содержание критерия
2
К каждой группе приведено по два растения, произрастающих в Курганской области
1
К двум группам приведено по два растения и к третьей группе - одно
0
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный
Характеристика учебного задания 2.
Предлагается сформулировать выводы на основе интерпретации данных и личностных предметных компетенций.
Оцениваемое умение (компетентность): анализировать, интерпретировать данные, делать соответствующие выводы.
Контекст: окружающая среда (процессы и явления в живой природе)