Просмотр содержимого документа
«Экологические аспекты преподавания химии в школе»
Экологические аспекты преподавание химии в школе
В наше непростое время. Когда химия как наука превратилась в изгоя общества. Приходится пересматривать и содержание предмета и методы его преподавания, изменяя не только акценты, но приоритеты, чтобы преодолеть химофобию.
Основные вопросы должны определяться как важность приобретения знаний для развития интеллекта учащихся, так и востребованность этих знаний в реальной жизни человека и в его практической деятельности. С этой точки зрения необходим прогресс в деле химического образования, так как без него невозможно удовлетворение объективных потребностей общества в широком использовании достижений химической науки и промышленности.
Концепция современного школьного химического образования строится на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциализации обучения, большое внимание уделяется экологическим аспектам, развитию общей культуры, укреплению здоровья школьников, повышению их экологической грамотности.
Химия, как одна из фундаментальных областей знаний, в значительной мере определяет развитие других важнейших направлений науки и техники. Известно, что без химии, химических процессов и химических продуктов не может существовать ни одно производство, ни одна отрасль современной экономики и социальной сферы.
Необходимо сделать так, чтобы учащиеся понимали практическую значимость химии, ее связь с повседневной жизнью. Они должны убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на другие «почему» из сферы своих жизненных и производственных интересов. Особенно важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. Однако не многие из потребителей, использующих лекарственные препараты, косметические и парфюмерные средства, красители, пластмассы, удобрения, волокна, различные виды топлива и т.д., имеют представление об опасностях, связанных с применением. Это противоречие обусловливает многие беды, обрушивающиеся на людей. К сожалению, в большинстве школ активная просветительская работа с учащимися, связанная с характеристикой основных свойств распространившихся в быту и на производствах химических соединений, особенно в аспекте их влияния на окружающую среду, ведётся крайне слабо и нерегулярно. В основном учащиеся получают лишь общетеоретические представления, не адаптированные к реалиям жизни и особенно к экологической проблематике.
Негативное отношение к химии приводит к неприспособленности к цивилизованной, современной жизни, экологической безграмотности, следствием которых будет не только ущемленность в образовании школьников, но и подготовка экологических бомб замедленного действия. Это лишь углубит конфликт человека и природы.
В последние годы в ряде научных и учебных центров разных стран были начаты работы, касающиеся химико-экологического образования, но зачастую они имели декларативный характер.
Задача учителей химии состоит в том, чтобы воспитывать у учащихся стремление к добыванию знаний; сделать так, чтобы сам процесс обучения увлекал их; способствовал развитию познавательной активности, интереса к предмету. С этой целью необходимо включить в программу курса химии рассмотрение экологических и валеологических вопросов. Данная программа направлена на формирование у учащихся естественно-научных представлений об окружающем мире и его законах, гуманистических отношений и экологически грамотного поведения, интеллектуальное нравственное совершенствование учащихся. Содержание программы подготавливает ребят к осознанному восприятию химической картины мира и предлагает реализацию интегрированного принципа, т. е. требует от учащихся применения знаний и умений из различных предметов естественного цикла. Актуальность работы обусловлена комплексом проблем, заключающихся в преодолении известной абстрактности предмета химии, предвзятости в её оценке, во взаимосвязи химических понятий с экологическими аспектами реальной жизни человека.