Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Дидактические игры при обучении химии"»
Дидактические игры при обучении химии.
Проблема повышения эффективности обучения тесно связаны с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра. Игровая ситуация способствует более быстрому усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая задача игры – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач.
В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы.
Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.
В дидактической игре происходит воспитание учащихся ,так как игра – это коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать вколлективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера.
Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.
Большинство учителей химии применяют игры на уроках эпизодически, ограничиваясь их использованием лишь на занятиях химических кружков или при проведении других видов внеклассной работы. Учителя химии объясняли это тем, что теория и методика дидактических игр в обучении химии разработаны далеко не достаточно, хотя разработки конкретных игр в литературе имеются в большом количестве. Но многие из этих игр отличаются сложностью подготовки и проведения. Зачастую игровые моменты, развлекательность, занимательность настолько преобладают, что эти игры теряют дидактическую значимость.
Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра – это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое средство обучения, дидактическая игра применяется в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.
Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряжённой обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой момент – соревнование, они много фантазируют или увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив – познавательный.
Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облечённые в занимательную форму. Занимательность при этом является средством, подчинённым целям обучения, воспитания и развития.
Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения осваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.
Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремлённость, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.
Развивающая функция. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти качества. При проведении игр «Химическая тайнопись»,«Ктолишний?», «Сколько знаков?», «Найти ошибку» и другие ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т.е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.
Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения – образовательных воспитывающих и развивающих. Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Игра – это не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение которого в сочетании с другими средствами должно внести свой определённый вклад в решение учебно - воспитательных задач общеобразовательной школы.