Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ»»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ»
Носова Анна Николаевна, преподаватель
КГБПОУ «Канский политехнический колледж»
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека будь то медицина, промышленность, образование, химия имеет исключительно важное значение. Интерес учащихся к химии снизился еще на начальном этапе в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это влечет за собой слабые знания студентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в дальнейшем. Некоторые студенты задают вопрос «Зачем мне нужна химия, если я буду работать в области далекой от химии?» Но никто и не предполагает, что все разработанные новые технологии, не обходится без стадий химико-технологических процессов.
Но, к сожалению, в последние годы престиж технических специальностей неуклонно снижается, а следовательно и знание точных наук среди которых большую роль играет химия.
Поэтому на протяжении всех лет изучения химии возникает необходимость постоянного поддержания интереса. В связи с этим в образовании разработан ряд программ «Профессиональных проб» и «Элективных курсов» по химии. Которые позволяют определяться с выбором профессий на начальном этапе и вызвать интерес к обучению, активизировать деятельность учащихся, развивать их мыслительные и творческие способности, умение использовать теоретические знания на практике. И вот для развития познавательной деятельности целесообразно использовать игровые технологии.
Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие - эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре студенты получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения. Игровые технологии так же объединены в три формы обучения:
1 ученик - учитель
2 ученик - учебный материал
3 ученик - ученик.
Научно доказано, что при использовании трех форм обучения 80% материала усваивается при передачи ученик-ученик. Такую форму обучения легко организовать с помощью деловой игры.
В процессе проведения «Профессиональных проб», «Элективных курсов» и учебных занятий по теме «Общая характеристика металлов» разработана деловая игра целью которой является: актуализация знаний по теме, организация работы в группах.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
обучающая: обобщить знания по теме - положение металлов в Периодической системе, особенности строения атомов металлов, металлическая связь, свойства металлов;
развивающая: развить логическое мышление, устанавливать связи, между процессом и явлением применять изученный материал на практике;
воспитывающая: воспитать культуру диалогового общения, умение слушать товарищей, вести научную дискуссию.
В процессе дискуссии предусмотрена работа в команде. Одновременно идет освоение ОК и ПК работы в коллективе и команде, нести ответственность за членов команды. Каждая команда занимает свое место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. Выбираются судьи.
Для данной деловой игры студенты придумывают названия своих команд заранее и готовят эмблемы для каждого участника.
Преподаватель приветствует команды, напоминает правила игры.
Правила игры: соревнуются между собой три команды ( можно по рядам). Каждая команда занимает свое место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. Команда, давшая правильный ответ получает право ответь на следующий вопрос. Командам задается по 10 вопросов. На подготовку ответа 30 сек. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По итогам работы групп необходимо аргументировать истинность или ложность высказывания. Ответ должен начинаться словами: «Да, Вы правы, т.к…» или «Но позвольте,..»
Какие утверждения верны?
1. У большинства металлов мало наружных электронов
2. Есть металлы, у которых больше трех наружных электронов
3. Радиус атомов у металлов меньше, чем у неметаллов
4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома
5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо
6. Калий активнее, чем натрий
7. Металлы побочных подгрупп имеют на наружном слое столько электронов, каков номер группы
8. В ряду литий-натрий-калий возрастает основный характер оксидов и гидроксидов
9. Металлы способны как терять наружные электроны, так и принимать чужие
10. В побочных подгруппах активность металлов возрастает сверху вниз
11. Самый активный восстановитель – это литий
12. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды
13. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны
14. Все металлы теплопроводны и электропроводны
15. Самые блестящие металлы – ртуть и серебро
16. Чем больше углерода в сплаве с железом, тем более пластичен сплав
17. Металлы, стоящие до водорода, вытесняют водород из воды и образуют гидроксиды
18. В электрохимическом ряду напряжений самые активные металлы стоят в начале
19. Медь может вытеснить серебро из раствора его соли
20. Водород не используется в металлургии в качестве восстановителя
21. Ртуть вступает в реакцию с соляной кислотой
22. Азотная кислота и концентрированная серная кислота вступают в реакцию с металлами, стоящими как до водорода, так и после него в ряду напряжений
23. Железо может вступить в реакцию с оксидом алюминия
24. Магний может вступить в реакцию с оксидом меди
25. Электролизом получают самые тугоплавкие металлы
26. Магний вступает в реакцию с соляной кислотой
27. При повреждении цинкового покрытия на железе начнется быстрое окисление железа, а не цинка
28. Разрушение металлов в кислотах не является коррозией
29. В соленой воде металлы корродируют быстрее, чем в пресной
30. При повреждении цинкового покрытия на железе начнется быстрое окисление железа, а не цинка
Судьи объявляют команду победительницу, участники которой получают «5», команда, занявшая второе место - «4», третье место - «3».
Учитель благодарит команды за урок.
Стремление быть первым неуклонно растет, что приводит всех членов команды в положение руководителей и исполнителей, немало важно нести ответственность за членов команды тем самым помочь подтянуться более слабым студентам.
Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме студент – учитель – студент, она позволяет студентам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение студента происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одногруппниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа, работа в команде со сверстниками (в памяти остается 80% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать.
Список источников
1 Шукайло А.Д. « Тематические игры по химии М.: Сфера, 2010
2 Бререснева Е.В. Современныетехнологии обучения химииМ.: «Центрхимпресс», 2011
3 Шукайло А. Д. « Тематические игры по химии М.: Сфера, 2010
4 Калетина Н. И.и др. Игровой метод в обучении химии. - М.: Высшая школа, 2010.
5 Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2013.