Проект «Роль металлов в деле Победы в ВОВ» посвящён вкладу советских учёных создании новых материалов и сплавов, приведших к победе над фашисткой Германией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль металлов в деле Победы в ВОВ".»
МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды.«Роль металловв Победе». 70 - летию Победыпосвящается… работа ученика 8 в класса Михайлова Ивана. 2015 год
Актуальностьданного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Работая над проектом, из книг, энциклопедий, газетных и журнальных статей мы узнавали все новые факты о вкладе науки в Победу. Об этом надо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма.
Эпиграф.«Нам руки даны, чтобы землю обнять И сердцем ее отогреть.Нам память дана, чтобы павших поднять И вечную славу им петь,Осколком снаряда береза пробита, И буквы легли на гранит...Ничто не забыто, ничто не забыто, Никто не забыт!
Гипотеза.
Какова роль металлов в Великой Отечественной войне?
Цель исследования
Узнать о вкладе ученых- химиков в дело великой Победы над фашистс- кой Германией.
Получить информацию о новых, неизвестных ранее фактах о применении свойств некоторых металлов.
Задачи проекта.-проследить, какую же роль сыграли элементы-металлы на войне;-узнать, что сделали ученые-химики для великой Победы. Обратить внимание на их стойкость, мужество, самоотверженность, оценить их вклад в дело Победы над врагом;-реализовать связь между химией, историей и литературой; - воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла, способствовать воспитанию чувства гордости за самоотверженный труд учёных в годы войны, показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.
1418 дней и ночей длилась война…
Ученые -химики
«Я не вижу моего врага- немца-конструктора, который сидит над
своими чертежами ... в глубоком убежище.
Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше.
Я собираю всю мою волю и фантазию,
все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем»
Лавочкин С.А., авиаконструктор
“Необходимо было своимизнаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.Ферсман А.Е., академик
Это был лозунг для всех ученых того времени
АрбузовАлександр Ерминингельдович
Он изготовил препарат – 3,6 диаминофталимид, обладающий флуоресцентной способностью. Этот препарат был использован при изготовлении оптики для танков.
КитайгородскийИсаак Ильич
Создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.
Фаворский Алексей Евграфович
Он изучил химические свойства и превращения
вещества – ацетилена. Разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонительной промышленности
Ферсман Александр Евгеньевич
Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам стратегического сырья, маскировочных красок.
Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её
сверхпрочной
Алюминий называют «крылатым» металлом.
Алюминий использовали для защиты самолетов, так как радиолокационные станции не улавливали сигналы от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, при налётах на Германию было сброшено примерно 20 тыс. тонн алюминиевой фольги.
Бомба
Фольга
В годы ВОВ гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение.
Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала их срок службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов.
Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый свет.
Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.
Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. За Вторую Мировую - примерно 800 млн. тонн.
Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной Войне, приходится на железо.
Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами)
Нет такого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.
Автомат
Пулемет
Снаряд
Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались
при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов
Страшное железо
далекой войны
Свинец – тяжёлый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это свойство явилось причиной его широкого использования в огнестрельном оружии.
Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем использовали в годы войны для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб
самолет
Зажигательная бомба
В годы ВОВ главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди с цинком назвали латунью и использовали в приборостроении и машиностроении.
гильза
снаряды
Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолётов, автомобилей
танковая броня
винтовка
Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов противовоздушной обороны
Путь направленного внимания
Во время Второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах. Сплав Лантана, церия и железа дает так называемый «кремень», который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом)
В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто «селитра», то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха
Ванадий называют «автомобильным»металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках.
Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов
автомобили
радиолокатор
мина
Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящи6е оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, «заболевает».
Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.
Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигателей
Торпеды
Без германия не было бы
радио-локаторов
Кобальт называют металлом чудесных сплавов(жаропрочных, быстрорежущих)
Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин
Специалисты по военной технике считают , что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей.
Первоначально тантал использовался для изготовления проволоки для ламп накаливания.
радар
Стронций-металл фейерверков и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней.
Заключение
Исходя из полученной информации, можно сделать следующиевыводы:
Роль металлов в Победе в ВОВ очень велика.
Только ум, находчивость, самоотверженный труд наших ученых-химиков позволили металлам в полной мере проявить свои свойства и тем самым приблизить долгожданную Победу.
Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.
Кто про химика сказал: “Мало воевал”,Кто сказал: “Он мало крови проливал?”Я в свидетели зову химиков–друзей,Тех, кто смело бил врага до последних дней,Тех, кто с армией родной шел в одном строю,Тех, кто грудью защитил Родину мою.Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…Сколько полегло на них молодых парней…Не померкнет никогда память о войне,Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.Старший преподаватель ДХТИ,бывший фронтовик З.И. Барсуков
Литература
Богданова Н.А. Из опыта работы металлов главных подгрупп. //Химия в школе. – 2002. - №2.– С. 44 – 46.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397 с.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. методическое пособие. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
Евстифеева А.Г., Шевченко О.Б., Курень С.Г. Дидактический материал к урокам химии. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.
Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. – Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 180 с.
Интернет-ресурсы
Колтун М. Мир химии. – М.: Детская литература, 1988. – 303 с.
Ксенофонтова И.Н. Модульная технология: изучаем металлы. //Химия в школе. – 2002. - №2.- С. 37 – 42.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001.– 719 с.
Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. – М.: Мир, 2004. – 191 с.
Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. //Химия в школе. – 2005. - №3.– С. 44 – 47.
Пинюкова А.Г. Независимое расследование по теме «Щелочные металлы». //Химия в школе.– 2002. - №1. – С. 25 – 30.
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии. 8- 9 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 318 с.
Шиленкова Ю.В., Шиленков Р.В. Модуль: строение атомов, физические и химические свойства, применение щелочных металлов. //Химия в школе. – 2002. - №2. – С. 42 – 44 .