Цели урока
- Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований.
- Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов.
- Показать различие между зарядами ионов и степени окисления.
- Дать представление о качественных реакциях на примере щелочей.
В презентацию включены видеофрагменты "Металлический литий", ""Металлический натрий", "Металлический калий" и "Фенолфталеин, метилоранж и лакмус в щелочной среде"
Просмотр содержимого презентации
«Основания»
Федотова Елена Геннадьевна
учитель химии
МБОУ СОШ №4
г. Южно-Сахалинска
Цели урока.
- Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований.
- Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов.
- Показать различие между зарядами ионов и степени окисления.
- Дать представление о качественных реакциях на примере щелочей
Актуализация опорных ЗУНов
1.Что называется оксидами?
2. Задание: Выпишите из приведенного перечня формул в два отдельных столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте им названия:
1 группа
выполнить упр. 1 стр 67
учебника.
2 группа
Выполнить задание в электронном варианте.
Форирование новых ЗУНов
- Какие металлы называются щелочными и почему?
Натрий
Калий
Литий
Демонстрационный опыт растворимость NaOH и KOH в воде.
Кроме этих веществ растворимыми будут так же гидроксиды металлов главной подгруппы ll группы, начиная с кальция: Ca(OH) 2 , Ba(OH) 2 .
Гидроксид кальция
Работа с текстом электронного учебника
1. Что называется основанием?
2. Как строятся формулы и названия оснований?
3. На какие группы делятся основания по растворимости в воде?
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов.
Водород и кислород входят в состав оснований в виде гидроксогруппы ОН - . Следовательно гидроксогруппа ОН - представляет собой ион, только не простой как Na + или Cl - , а сложный - ОН - гидроксид-ион.
Состав оснований: М(ОН) n , где М – металл, n - число групп ОН - и в то же время заряд иона (степень окисления) металла. (Na + OH, Ca 2+ (OH) 2 , Fe 3+ (OH) 3 ).
Образование названий оснований:
«гидроксид» + «металл» (с.о)
Fe 2+ (OH) 2 – гидроксид железа ( ll ),
Fe 3+ (OH) 3 гидроксид железа ( lll ).
а
По растворимости основания делятся на:
- растворимые , или щелочи – это гидроксиды главной подгруппы l группы (подгруппы щелочных металлов) и главной подгруппы ll группы, начиная с Са;
2) нерастворимые – гидроксиды всех остальных металлов.
Понятие о качественных реакциях.
- Реакции, с помощью которых распознают химические вещества, называют качественными реакциями.
- Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на распознаваемое вещество.
Индикотор – (лат. «указатель»).
Название индикатора
Окраска индикатора в щелочной среде
Лакмус
Синяя
Метиловый
оранжевый
Желтая
Фенолфталеин
Малиновая
Соответствие понятий «оксид-гидроксид» и расчетные задачи.
- Какие оксиды будут соответствовать следующим гидроксидам:
NaOH, Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 ,Pb(OH) 4 ?
2. Какое количество гидроксида кальция содержится в 7,4 г. Сколько молекул гидроксида кальция будет содержать это количество?
Развитие новых ЗУНов
Работа по ЭУ «Химия 8 класс» (тренажер).
Домашняя работа
Упр 1,2,5 .