kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по химии тема " Компетентностный подход ". В настоящее время в связи с переходом на новые ФГОС очень много внимания уделяется различным технологиям преподавания предметов в школьном курсе основной школы..В презентации рассматривается один из методов  . Рассматривается компетентностный подход применительно к изучению химии. Презентация будет интересна преподавателям химии средних школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация по химии »

1. Изменение общественного строя, экономики страны привели к тому, что в рыночных условиях помимо знаний оказались особенно востребованными умения применять их на практике.  2. В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др. Т.е. все те компетенции, которые должны формироваться в школе и вузе.
  • 1. Изменение общественного строя, экономики страны привели к тому, что в рыночных условиях помимо знаний оказались особенно востребованными умения применять их на практике.
  • 2. В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др. Т.е. все те компетенции, которые должны формироваться в школе и вузе.
3. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. В силу этого, необходимость его освоения российской образовательной системой очевидна. 4. Если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» нормативно предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
  • 3. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. В силу этого, необходимость его освоения российской образовательной системой очевидна.
  • 4. Если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» нормативно предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
90-е годы, ЮНЕСКО

90-е годы, ЮНЕСКО

  • Формирование у обучающихся знаний и умений не совсем отвечает потребностям инновационного развития экономики .
  • Российские школьники знают и умеют, чуть ли не больше всех школьников планеты.
  • В способностях использовать свои знания существенно проигрывают своим сверстникам ведущих мировых стран.
Первый этап — 1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс). Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».
  • Первый этап — 1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
  • Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».
Третий этап (с 1990 г.) Третий этап развития компетентностного подхода значимо характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав “четыре столпа”, на которых основывается образование:  научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности.

  • Третий этап (с 1990 г.)
  • Третий этап развития компетентностного подхода значимо характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав “четыре столпа”, на которых основывается образование:

научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности.

В России переход на компетентностно- ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ
  • В России переход на компетентностно- ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. , в Российской «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в Стратегии модернизации образования 2008 г. где предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
  • Стратегия модернизации среднего образования обращает внимание на связь понятия компетенция с проблемой повышения качества образования «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Важными целями образования должны стать: - - развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; - умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); - готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; - толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Важными целями образования должны стать:

-

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:     Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
  • При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:
  •  
  • Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
  • Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.

 

Знания

Умения

Навыки

Опыт деятельности

Компетентностный подход (Педагогическая энциклопедия) - относительно новое явление в педагогике, системный подход, для которого характерно ориентация образования и воспитания на конечный практический результат. Принципы компетентностного подхода:  Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Компетентностный подход (Педагогическая энциклопедия) - относительно новое явление в педагогике, системный подход, для которого характерно ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

Принципы компетентностного подхода:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.  Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.  Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетенция  – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
  • Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.
  • Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
  • Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. Компетенции: - компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; - компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
  • 1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.
  • Компетенции:
  • - компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
  • - компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
компетенции интеграции : структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний; компетенции гражданственности:  знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; проф. развитие; язык. и речевое развитие; овладение культурой родн. языка,владение иностр. языком.
  • компетенции интеграции : структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии:
  • смысл жизни; проф. развитие; язык. и речевое развитие; овладение культурой родн. языка,владение иностр. языком.
2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию  человека с другими людьми. Компетенции: компетенции социального взаимодействия : с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
  • 2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.
  • Компетенции:
  • компетенции социального взаимодействия : с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
компетенции в общении : устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Так, согласно В.И. Байденко и др. «в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность».  
  • компетенции в общении : устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
  • Так, согласно В.И. Байденко и др. «в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность».
  •  
3 . Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. компетенция познавательной деятельности:  постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; компетенции деятельности : игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности; компетенции информационных технологий : прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение Интернет-технологиями.
  • 3 . Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции деятельности : игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
  • компетенции информационных технологий : прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение Интернет-технологиями.

  • Ключевые (базовые) – надпредметный характер
  • Общепредметные – межпредметный характер
  • Предметные – частнопредметный характер
Перед учителем химии ставится задача формирования у учащихся:

Перед учителем химии ставится задача формирования у учащихся:

  • знаний сути ведущих химических теорий и наиболее важных фактов;
  • умений использовать знания для объяснения и предсказания различных явления,
  • базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер.
Способности:

Способности:

  • понимать информацию;
  • осуществлять поиск информации;
  • логически представлять информацию;
  • использовать знания для объяснения и предсказания явлений;
  • понимать и использовать методы познания.
Способность понимать информацию. Проблема интенсивности обучения. Постоянный рост объёма содержания образования и числа школьных предметов. Получение образования - тяжёлый и мало привлекательный для молодёжи труд. «Не нужно гасить огонь познания избытком топлива» Д.И. Менделеев

Способность понимать информацию.

Проблема интенсивности обучения.

Постоянный рост объёма содержания образования и числа школьных предметов.

Получение образования - тяжёлый и мало привлекательный для молодёжи труд.

«Не нужно гасить огонь познания избытком топлива» Д.И. Менделеев

Формирование способностей поиска информации. Проблема: Построение и представление информации учащимися без понимания сути. Проблема выводных химических знаний. Не нужно запоминать; нужно знания выводить. В силу многофакторности хим. явлений многое вывести невозможно!

Формирование способностей поиска информации. Проблема:

Построение и представление информации учащимися без понимания сути.

Проблема выводных химических знаний.

Не нужно запоминать; нужно знания выводить.

В силу многофакторности хим. явлений многое вывести невозможно!

Как в школьном курсе логически вывести, что ряд напряжений металлов начинается с лития? Как логически вывести, что у железа устойчивая степень окисления +3, а у меди +2, а у золота +3? Как логически вывести значения относительных атомных масс химических элементов? Использование знаний учащимися для объяснения и предсказания хим. явлений. Проблема осознанности знаний. Проблема теоретического уровня изучения химии.

Как в школьном курсе логически вывести, что ряд напряжений металлов начинается с лития?

Как логически вывести, что у железа устойчивая степень окисления +3, а у меди +2, а у золота +3?

Как логически вывести значения относительных атомных масс химических элементов?

Использование знаний учащимися для объяснения и предсказания хим. явлений.

Проблема осознанности знаний.

Проблема теоретического уровня изучения химии.

Понимать и использовать методы познания: моделирование; систематизация; химический эксперимент.  моделирование; систематизация; химический эксперимент.  Например, как изучать окислительно-восстановительные реакции? Многоуровневость курса.

Понимать и использовать методы познания:

  • моделирование; систематизация; химический эксперимент.
  • моделирование;
  • систематизация;
  • химический эксперимент.

Например, как изучать окислительно-восстановительные реакции?

Многоуровневость курса.

Обучение сотрудничеству в условиях сотрудничества.

Обучение сотрудничеству в условиях сотрудничества.

  • Оптимальный уровень изучения химии иначе «каждый сам за себя».
  • Опыт и смысл сотрудничества.
  • Игровые технологии. КСО.
  • От сотрудничества к сотворчеству.
Умения:

Умения:

  • ставить цели;
  • планировать;
  • ответственно относиться к здоровью;
  • полноценно использовать личностные ресурсы.
Основной механизм самоорганизации  смысловая рефлексия.  Самоорганизация возможна при развитии  волевой сферы учащихся и их трудолюбия.  Для воспитания самоорганизации уровень и интенсивность обучения должны быть оптимальны.  К самоорганизации приводит опыт успешной  деятельности.

Основной механизм самоорганизации

смысловая рефлексия.

Самоорганизация возможна при развитии

волевой сферы учащихся и их трудолюбия.

Для воспитания самоорганизации уровень и

интенсивность обучения должны быть

оптимальны.

К самоорганизации приводит опыт успешной

деятельности.

Готовность к образованию в течение все  жизни.  Образование – стартовые условия успеха.  Самообразование – условие постоянного  успеха в жизни.  Инновационная экономика страны обусловлена самообразованием граждан

Готовность к образованию в течение все

жизни.

Образование – стартовые условия успеха.

Самообразование – условие постоянного

успеха в жизни.

Инновационная экономика страны

обусловлена самообразованием граждан

Обучение − сложная цепь осмыслений и переосмыслений объяснений фактов и явлений, понятий, сущности познания и, наконец, самого себя, своих возможностей и личностных смыслов в познании.   Обучать познавать мир существенно важнее, чем организовывать учеников на выучивание формулировок основных положений относительно современных теорий.
  • Обучение − сложная цепь осмыслений и переосмыслений объяснений фактов и явлений, понятий, сущности познания и, наконец, самого себя, своих возможностей и личностных смыслов в познании.
  • Обучать познавать мир существенно важнее, чем организовывать учеников на выучивание формулировок основных положений относительно современных теорий.
Выучить сразу как надо, или пройти путь  осмысления и переосмысления в процессе выполнения опытов?  Например, не лучше ли сразу изучить теорию  строения атома, а затем дать современные представления об окислении и восстановлении ?

Выучить сразу как надо, или пройти путь

осмысления и переосмысления в процессе

выполнения опытов?

Например, не лучше ли сразу изучить теорию

строения атома, а затем дать современные

представления об окислении и восстановлении ?

понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная с другими естественными науками; представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;
  • понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная с другими естественными науками;
  • представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;
химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке; понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.; практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами
  • химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке;
  • понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.;
  • практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами
Этапы: 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
  • Этапы:
  • 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;
  • 2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;
  • 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;
  • 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
1. При формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
  • 1. При формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.

Название компетенции

Объекты реальной действитель-ности

Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.)

Социальная значимость компетенции

Вещества

Личностная значимость компетенции

Правильное использование веществ в быту

Умение классифициро-вать вещества по разным основаниям

2. Построение «Древа компетенций» Ключевые компетенции Общепред-метные компетенции Предметные компетенции Комуникатив-ная компетенция Математика Устный диалог Химия Диалог в письменной форме Задание вопросов собеседнику Информатика   Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов Конструирование ответа на вопрос Полилог (коллективная дискуссия) Создание минипрезентации по итогам обсуждения вопроса Групповая работа при выполнении математического проекта Использование электронной почты для переписки Обсуждение проблемы экологического характера Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)

2. Построение «Древа компетенций»

Ключевые компетенции

Общепред-метные компетенции

Предметные компетенции

Комуникатив-ная компетенция

Математика

Устный диалог

Химия

Диалог в письменной форме

Задание вопросов собеседнику

Информатика

 

Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов

Конструирование ответа на вопрос

Полилог (коллективная дискуссия)

Создание минипрезентации по итогам обсуждения вопроса

Групповая работа при выполнении математического проекта

Использование электронной почты для переписки

Обсуждение проблемы экологического характера

Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)

3. Динамика развития предметной компетенции ученика  Ступени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Начальная школа (1-4 классы) Учебные предметы, темы   Основная школа (5-9 классы) Осваиваемые элементы компетенции     Старшая профильная школа (10-11 классы)            

3. Динамика развития предметной компетенции ученика

Ступени обучения (классы)

Объекты приложения компетенции

Начальная школа (1-4 классы)

Учебные предметы, темы

 

Основная школа (5-9 классы)

Осваиваемые элементы компетенции

 

 

Старшая профильная школа (10-11 классы)

 

 

 

 

 

 

Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением времени обучения: а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов; б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит книга, а в старших классах – к книге добавляются электронные программные продукты, Интернет; в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.    
  • Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением времени обучения:
  • а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
  • б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит книга, а в старших классах – к книге добавляются электронные программные продукты, Интернет;
  • в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.
  •  
  •  
В заданиях международного исследования TIMS, PISA проверяются умения: - распознавать вопрос, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами; - выделять информацию (объекты, факт, экспериментальные данные и т.п.), необходимую для доказательства или подтверждения выводов при научном исследовании; - делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации; - демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать вывод, доказательства; - демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
  • В заданиях международного исследования TIMS, PISA проверяются умения:
  • - распознавать вопрос, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;
  • - выделять информацию (объекты, факт, экспериментальные данные и т.п.), необходимую для доказательства или подтверждения выводов при научном исследовании;
  • - делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации;
  • - демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать вывод, доказательства;
  • - демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
1) Задание с развернутым ответом: качественный вопрос (задача), который представляет собой:

1) Задание с развернутым ответом: качественный вопрос (задача), который представляет собой:

  • - описание явления или процесса из жизни. Школьникам необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих, как протекает явление, особенности его свойств и т.п.
  • - описание наблюдения или опыта, для которого нужно предложить гипотезу; или гипотезу, для которой нужно предложить правильный выбор экспериментальной установки.
  • 2) Задания с выбором ответа на основе текста, выходящего за рамки курса химии основной школы. Задания проверяют общеучебные и методологические умения; оценивают, насколько учащиеся могут объяснять явления окружающей действительности, пользуясь химическими знаниями, наличие знакомства с современными научными исследованиями, выполнение роли грамотного потребителя.
  •  
1 . Найдите в книгах (учебнике химии, справочнике, энциклопедии) химические названия и формулы веществ: поваренная соль, угарный газ, жженная магнезия, медный купорос, озон. Придумайте небольшой рассказ, с помощью которого можно было бы запомнить, чем первые четыре вещества отличаются от пятого. 2. Некоторые люди называют алхимический период развития химии потерянным тысячелетием. Другие считают, что алхимия дала людям сведения о большом числе веществ. Третьи утверждают, что алхимия – это не только период в развитии науки, а социокультурный феномен эпохи средневековья. Найдите аргументы «за» и «против» каждой из этих точек зрения. 3. Какими предметами Вы пользовались в течение дня (например, сегодняшнего)? Напишите название этих предметов, выясните, из каких веществ они были изготовлены. Какова «судьба» этих предметов и веществ после того, как они превращаются в отходы?
  • 1 . Найдите в книгах (учебнике химии, справочнике, энциклопедии) химические названия и формулы веществ: поваренная соль, угарный газ, жженная магнезия, медный купорос, озон. Придумайте небольшой рассказ, с помощью которого можно было бы запомнить, чем первые четыре вещества отличаются от пятого.
  • 2. Некоторые люди называют алхимический период развития химии потерянным тысячелетием. Другие считают, что алхимия дала людям сведения о большом числе веществ. Третьи утверждают, что алхимия – это не только период в развитии науки, а социокультурный феномен эпохи средневековья. Найдите аргументы «за» и «против» каждой из этих точек зрения.
  • 3. Какими предметами Вы пользовались в течение дня (например, сегодняшнего)? Напишите название этих предметов, выясните, из каких веществ они были изготовлены. Какова «судьба» этих предметов и веществ после того, как они превращаются в отходы?

Собранную информацию представьте в виде таблицы, обязательно указав, из какого источника (учебник, книга, газета, телепередача и т.п.) Вы ее получили.

Компетентностно-ориентированное задание состоит из: - стимула, - задачной формулировки, - источника информации, - бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), - инструмента проверки.
  • Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
  • - стимула,
  • - задачной формулировки,
  • - источника информации,
  • - бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
  • - инструмента проверки.
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции: - мотивирует ученика на выполнение задания, - включает ученика в контекст ситуативного задания. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он ни в коем случае не может содержать информации, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания, даже если такая информация позволяет прорисовать ситуацию более богато и живо.
  • Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции:
  • - мотивирует ученика на выполнение задания,
  • - включает ученика в контекст ситуативного задания.
  • Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно.
  • Он ни в коем случае не может содержать информации, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания, даже если такая информация позволяет прорисовать ситуацию более богато и живо.
Задачная формулировка точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить. Задачная формулировка не может допускать различных толкований. Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса. Задачная формулировка должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке. Задачная формулировка должна быть учащемуся интересна. Общим требованием является соответствие задачной формулировки возрасту чтения.
  • Задачная формулировка точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить.
  • Задачная формулировка не может допускать различных толкований.
  • Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.
  • Задачная формулировка должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.
  • Задачная формулировка должна быть учащемуся интересна.
  • Общим требованием является соответствие задачной формулировки возрасту чтения.
1. Прочитайте текст и сделайте вывод о… Эта формулировка не предполагает, что учащийся должен устно или письменно с кем-то делиться своим выводом. Предлагая такое задание, учитель не вправе требовать от учащегося ничего, кроме 1-2 предложений, содержащих собственно вывод.  Сравните: 2. Прочитайте текст. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о… и не менее пяти аргументов в его поддержку. Выступите с сообщением для группы.
  • 1. Прочитайте текст и сделайте вывод о…
  • Эта формулировка не предполагает, что учащийся должен устно или письменно с кем-то делиться своим выводом. Предлагая такое задание, учитель не вправе требовать от учащегося ничего, кроме 1-2 предложений, содержащих собственно вывод.
  • Сравните:
  • 2. Прочитайте текст. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о… и не менее пяти аргументов в его поддержку. Выступите с сообщением для группы.
В качестве инструмента проверки в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться:

В качестве инструмента проверки в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться:

  • - ключ,
  • - модельный ответ,
  • - аналитическая шкала,
  • - бланк наблюдения за групповой работой.
  • Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке.
  • Инструмент проверки должен ориентироваться на оценку тех действий, которые не были предписаны в задачной формулировке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
презентация по химии

Автор: Басина Елена Александровна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Брейн-ринг «Химия элементов и их соединений  в художественной литературе» Внеурочное мероприятие для 8- 11 классов. "
    ["seo_title"] => string(132) "briein-ringh-khimiia-eliemientov-i-ikh-soiedinienii-v-khudozhiestviennoi-litieraturie-vnieurochnoie-mieropriiatiie-dlia-8-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "206557"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430214614"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация "Химия в криминалистике" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-khimiia-v-kriminalistikie"
    ["file_id"] => string(6) "102769"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402551022"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие: "Химия и будущая профессия" "
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-khimiia-i-budushchaia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "164805"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422703110"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация " химия-наука о веществах""
    ["seo_title"] => string(43) "prezentatsiia_khimiia_nauka_o_veshchestvakh"
    ["file_id"] => string(6) "538562"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580922674"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Химия вокруг нас "
    ["seo_title"] => string(21) "khimiia-vokrugh-nas-1"
    ["file_id"] => string(6) "192992"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427550323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства