Презентация может быть использована на уроке химии в 11 классе по теме «Обратимость химических реакций». Содержит цель, задачи, методы и методические приемы, оборудование. Подборка уравнений химических реакций позволяет углубить знания о классификации химических реакций по признаку обратимости. Представлены задания для лабораторной работы по трем вариантам, материал для самопроверки и выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обратимость химических реакций" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКичигинская средняя общеобразовательная школа имени В.П.КибальникаУвельского района Челябинской области
Презентация к уроку
«Обратимость химических реакций»
Выполнила: Извекова Светлана Вениаминовна,
учитель химии высшей категории.
С.Кичигино, 201 4 г.
Обратимость химических реакций.
Цель: Углубить знания о классификации
химических реакций по признаку обратимости.
Задачи:
Рассмотреть и подтвердить конкретными примерами классификацию реакций по признаку обратимости.
Развивать практические умения и навыки учащихся в проведении химических реакций. Выяснить на опытах условия протекания необратимых реакций.
Развивать логическое и абстрактное мышление учащихся.
Развивать умения и навыки учащихся по написанию молекулярных и ионных уравнений реакций.
Показать учащимся взаимосвязь теории и практики, значение обратимых и необратимых реакций в жизни человека.
Методы и методические приемы : Наглядно-практические: демонстрационный опыт, лабораторная работа, написание химических формул, уравнений реакций. Эвристический: беседа.
Оборудование:
Штативы с пробирками, стаканы для отходов, салфетки.
2КС l + 3 О 2 ; б) N аОН + НС l — N aCl + Н 2 О; в) 3 N 2 + ЗН 2 —— 2 N Н 3 ; г) AgNO з + N аС l — А g С l + NaNO 3 д) S О 2 + Н 2 О — Н 2 S О 3 ; е) СН 4 + 2О 2 —— СО 2 + 2Н 2 О; ж) 2 S О 2 + О 2 — 2 S О 3 ; з) НСООН + СН 3 ОН — НСООСН 3 + Н 2 О." width="640"
Какие из химических реакций являются обратимыми?
а) 2КСlО3— 2КСl+3О2;
б)NаОН + НСl—NaCl+ Н2О;
в) 3 N2+ ЗН2—— 2NН3;
г)AgNOз +NаСl— АgСl+NaNO3
д)SО2+ Н2О — Н2SО3;
е) СН4+ 2О2—— СО2+ 2Н2О;
ж) 2SО2+ О2— 2SО3;
з) НСООН + СН3ОН — НСООСН3+ Н2О.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ
В стакан с медной проволокой, медными стружками ( Cu ) добавили концентрированную азотную кислоту ( HNO3 ).
Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции.
Будет ли данная реакция реакцией ионного обмена ?
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ
Какой является реакция взаимодействия:
нитрата свинца и соляной кислоты,
соды с уксусом,
щелочи – гидроксида калия (в присутствии фенолфталеина) с соляной кислотой?
Лабораторная работаНеобратимые химические реакции
Цель: Выяснить путем химических опытов
условия протекания химических
реакций ионного обмена до конца
Техника безопасности
Осторожность, аккуратность и внимательность при работе:
со стеклянной посудой,
химическими реактивами:
кислотами, щелочами.
ВАРИАНТ 1.
1. В пробирку с раствором сульфата меди ( CuSO 4 ) прилейте раствор щелочи – гидроокида натрия ( NaOH ).
Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
2. В пробирку с раствором иодида калия ( KI )
прилейте раствор нитрата свинца ( Pb ( NO 3)2 ).
Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции в молекулярном
и ионном виде.
ВАРИАНТ 2.
1 . В пробирку с 4 гранулами цинка ( Zn ) добавьте раствор соляной кислоты ( HCl ).
Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
2. В пробирку с мелом – карбонатом кальция ( CaCO3) добавьте раствор соляной кислоты ( HCl ).
Что наблюдаете?
Докажите наличие углекислого газа горящей лучинкой.
Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
ВАРИАНТ 3.
1. В пробирку с раствором карбоната натрия ( Na2CO3 ) добавьте раствор соляной кислоты ( HCl ).
Что наблюдаете?
Докажите наличие углекислого газа горящей лучинкой.
Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном
виде.
2. В пробирку с раствором щелочи – гидроксида натрия ( NaOH ) в присутствии индикатора фенолфталеина добавьте раствор азотной кислоты ( HNO3 ).
Что наблюдаете?
Как меняется среда реакции?
Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном
виде.
Самопроверка
ВАРИАНТ 1.
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH ) 2 + Na2SO4
2KI + Pb(NO3)2 = 2KNO3 + PbI2
ВАРИАНТ 2.
Zn+ 2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3+ 2 HCl . = CaCl2+CO2+H2О
ВАРИАНТ 3.
Na2CO3 + 2HCl=2Na Cl+CO2+H2О
NaOH+HNO3=NaNO3+H2О
ВЫВОД:
?
ВЫВОД: Необратимые реакции ионного обмена протекают до конца при трех условиях:
если в результате реакции выпадает осадок,
если в результате реакции образуется газообразное вещество,
если в результате реакции образуется малодиссоциируемое вещество, например, вода.