Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс»
Тема: Чистые вещества и смеси
Цели урока:
изучить понятие «чистое вещество» и «смесь»,
однородные и неоднородные смеси,
рассмотреть способы разделения смеси на компоненты;
научиться вести наблюдения за ходом опытов,
оформлять наблюдения в виде таблиц, схем;
оказывать помощь при работе в парах.
Что такое вещество?
Что такое физическое тело?
Вещество– это то, из чего состоит тело.
Физическое тело—материальныйобъект, имеющий постоянные:массу,форму,объём; и отделенный от других тел внешнейграницей раздела.
Назовите вещество из которого состоит тело?
Какие физические свойства имеют вещества?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Чистые вещества и смеси
Постоянные физические свойства имеют толькочистые вещества .
Чистая дистиллированная вода имеет Т пл.=0 С, Т кип. = 100 С,
не имеет вкуса, запаха, цвета.
Дистиллированная вода
Самородная сера
Морская вода - смесь
Морская вода замерзает при более низкой температуре, а закипает при более высокой. Почему?
Вода Чёрного моря отличается от вод Балтийского моря. Почему?
Свойства смеси не являются постоянными!
Определение понятия «смесь» было дано вXVIIвеке английским учёным Робертом Бойлем.
«Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов»
Инструкция для учащихся к опыту«Приготовление и изучение смеси железа и серы»
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.
2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:
а) испытайте магнитом;
б) опустите в стакан с водой.
3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.
Вопросы к опыту
Опишите агрегатное состояние и цвет серы.
Опишите агрегатное состояние и цвет железа.
Как эти вещества относятся а) к магниту,
б) к воде?
4. Можно ли изменить соотношение веществ в смеси?
5. Как можно разделить смесь?
Реакция взаимодействия серы и железа.
Ваша задача определить, сохраняют ли свои свойства железо и сера в полученном в результате реакции сульфиде железа(II) и можно ли выделить из него железо и серу физическими методами.
Тщательно перемешиваем порошки железа и серы в массовом отношении 7 : 4:
m( F е ) : m( S ) =Аr( F е ) :Аr( S ) = 56 : 32 = 7 : 4,
помещаем смесь в пробирку, прогреваем в пламени спиртовки, сильно накаливаем в одном месте и прекращаем нагревание, когда начинается бурная экзотермическая реакция. После остывания пробирки осторожно разбиваем ее, предварительно завернув в полотенце, и извлекаем содержимое.
Видны ли будут в нём отдельно
серый порошок железа и желтый — серы?
Сравнительная характеристика
смеси и чистого вещества
Признаки сравнения
Чистое вещество
Состав
Вещества
Смесь
Постоянный
Физические свойства
Одно и то же
Непостоянный
Различные
Постоянные
Изменение энергии при образовании
Непостоянные
Происходит
Разделение
Не происходит
С помощью химических реакций
Физическими методами
Однородные и неоднородные смеси
Выясним, отличаются ли смеси по внешнему виду друг от друга?
речной песок + вода
растительное масло + вода
поваренная соль + вода
разменная монета: алюминий + медь
(гомогенные)
(гетерогенные)
ВЗВЕСИ
РАСТВОРЫ
В природе вещества существуют в виде смесей.
Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.
Способы разделения неоднородных смесей
Метод фильтрования
Метод экстрагирования
Способ разделения однородной смеси
Задание. Назовите способ разделения смеси.
Самородная сера
Дистиллированная вода
Серебро
Алмаз
МЕДЬ
МОНЕТЫ
ВОЗДУХ
АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК
ЛИМОНАД
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Домашнее задание
Параграф 4, ответить на вопросы 1-4 стр 17, тестовые задания 1-5 стр.18