Данная презентайция может быть полезна преподавателям СПО и учителям в школе, работающим по программе 10 класса.В презентации рассматриваются свойства фенола, получение и применение данного вещества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Трёхатомные фенолы содержат 3 ОН группы гидроксильные группы
3.Классификацияфенолов
многоатомные
одноатомные
По количеству бензольных колец фенолы бываютмоноядерныеимногоядерные
На план урока
4.Физические свойства
tпл = 41ºС ,tкип = 182ºС
При хранении приобретает розоватый оттенок.
В холодной воде плохо растворим, но при нагревании до 70ºС растворяется полностью.
C6H5OH
Фенолядовит!!!
вызывает нарушение функций н.с.
пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз,
дыхательных путей, кожу
Фенол
-очень быстро всасывается даже через неповрежденныеучастки кожии уже через несколькоминут начинает воздействовать
на ткани головного мозга;
- сначала возникает кратковременное возбуждение,
а потом и паралич дыхательного центра;
С6H5OH
- даже при воздействии минимальных доз фенола наблюдается чихание, кашель, головная боль, головокружение, бледность, тошнота, упадок сил;
- тяжелые случаи отравления характеризуются бессознательным состоянием, затруднением дыхания, нечувствительностью роговицы, едва ощутимым пульсом, нередко судорогами;
- зачастую фенол является причиной онкозаболеваний.
5.Химические свойства
2.Со щелочами (образуютсяфеноляты)
3.Фенолятывзаимодействуют с угольной кислотой :
6.Получение фенола
1.Выделение из каменноугольной смолы и из бензола.
7.Применение
Сфера применения фенолов достаточно широка, но большинство жителей нашей страны узнало о них из-за скандала, разразившегося в конце 1990-х гг. вокруг печально известных «фенольных домов» – панельных многоэтажек серии П-49/П, построенных в конце 1970 – начале 1980-х гг. Эти дома в свое время считались экспериментальными.
В бетон, использованный при их строительстве, добавляли фенолформальдегид.
Это должно было ускорить его затвердевание и тем самым приблизить сроки сдачи домов. Новоселы, поначалу обрадовавшиеся просторным квартирам, вскоре поняли, что вместе с новым жильем они получили целый букет проблем со здоровьем – это и аллергия, и болезни глаз, почек, дыхательных путей, и даже злокачественные новообразования.
Дело в том, что фенол и его производные без труда проникают в организм человека через кожу и желудочно-кишечный тракт, а пары фенола – через легкие. В организме фенол легко образует соединения с другими веществами, присутствующими в организме.
Чем выше концентрация фенола в крови, тем сильнее его неблагоприятное влияние на здоровье человека.
Помните, если вас настораживает неприятный запах недавно приобретенной вещи, если вам кажется, что ваше здоровье после покупки мебели или недавнего ремонта пошатнулось, будет лучше вызвать специалиста-эколога, который проведет все нужные исследования и даст необходимые рекомендации.
Хроническое отравление фенолом вызывает поражения центральной нервной системы, нервные расстройства, сопровождаемые головными болями и потерей сознания, а также поражения почек, печени, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы .
Домашнее задание:
Составить конспект темы «Фенолы», используя презентацию в СДО.
Благодарю за внимание!
Тест по фенолам
1. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует фенол:
А) гидроксид натрия, Б) метанол, В) водород,
Г) формальдегид,
2. Укажите общую формулу гомологического ряда фенолов:
3. Название вещества с формулой
а) гидрокситолуол, б) этилфенол,
в) метилфенол, г) триметилфенол.
4. Самые сильные кислотные свойства из перечисленных веществ проявляет:
а) этанол, б) фенол, в) вода, г) метанол.
5. Водный раствор фенола называют:
а) фенольной водой, б) карболовой кислотой,
в) фенольной кислотой.
6. Кислотные свойства фенола:
а) меньше, чем у этанола, б) больше, чем у соляной кислоты, в) меньше, чем у воды, г) больше, чем у метанола.
7. При нормальных условиях фенол представляет собой:
а) газ, б) жидкость, в) твердое вещество.
8. С какими из перечисленных веществ реагирует фенол:
А) вода, Б) калий, В) формальдегид?
9. Продукт взаимодействия фенола с натрием называется:
11. Качественной реакцией на фенолы является образованием окрашенных комплексов с раствором:
а)NaOHб)HClв)FeCl3г)CuSO4
12.Нумерация атомов в феноле происходит:
А)по часовой стрелке б)против часовой стрелки
в)от расположения гидроксильной группы
Составить формулы:
1. 2-метил фенол-3
2. 2,3,4-трибутил фенол-1
3.6-пентил фенол-2
4. 3,4-диэтил фенол-1
5. 2-метил,3-бутил, 6-гексил фенол-1
6.2,4,5,6-тетраметил фенол-1
Задания:
1.Определите массовую долю каждого элемента в феноле, метилфеноле, пропилфеноле и феноляте натрия .
2.Определите относительную плотность
по водороду, хлору и кислороду гексилфенола и этилфенола.
3.Составьте реакции замещения фенола бромом, хлором и йодом.
4.Составьте уравнения реакций взаимодействия фенола с гидроксидом калия, гидроксидом лития и с водой.
Задачи:
1. Относительная плотность паров органического соединения по кислороду равна 3,375. Массовая доля углерода в этом веществе равна 77,78%, массовая доля водорода равна 7,41%,массовая доля кислорода равна 14,81%. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
2. Относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 55. Массовая доля углерода в этом веществе равна 65,45%,массовая доля водорода равна 5,45%, массовая доля кислорода равна 29,1%. Выведите молекулярную формулу органического соединения.