kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Лекарственные средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для студентов СПО 1 курса по программе 10 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лекарственные средства"»

Лекарства

Лекарства

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - вещества природного или синтетического происхождения, используемые для лечения и профилактики болезней.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА -

вещества природного или синтетического происхождения, используемые для лечения и профилактики болезней.

Классификация:

Классификация:

  • 1.Анальгетики( ненаркотические и наркотические)-
  • 2.Анестетики
  • 3.Антисептики
  • 4.Антибиотики (деление по противомикробному действию)
  • 5.Вакцины
Немного истории… Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения. Некоторые из них (например, касторовое масло) используются и в наши дни. Касторовое масло

Немного истории…

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения. Некоторые из них (например, касторовое масло) используются и в наши дни.

Касторовое масло

Заполните таблицу: деятель Год 1. Открытие 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Заполните таблицу:

деятель

Год

1.

Открытие

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1. Великий древнегреческий врач Гиппократ
  • 1. Великий древнегреческий врач Гиппократ создал учение о четырех жизненных жидкостях – крови, слизи, черной и желтой желчи, преобладание одной из которых в организме и определяет характер человека.
  • Так ,сангвиник ( sanguinis – кровь) – человек общительный, быстрый.
  • Флегматик ( phlegma – слизь) – медлительный, вязкий.
  • Холерик ( chole – желчь) – неуравновешенный, вспыльчивый
  • Меланхолик ( melanos – черный и chole – желчь) – сдержанный, замкнутый.
2. Авиценна (980 – 1037). – описал
  • 2. Авиценна (980 – 1037). – описал большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения : камфора, препараты белены, ревеня и др. с успехом используются до сих пор.

Камфора

Ревень

Белена

3. Теофраст Парацельс основал иатрохимию – врачебную медицинскую химию, он считал, что в основе жизни лежат химические процессы , а заболевания – это результат нарушения их в организме. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения минеральные воды и многочисленные химические препараты:
  • 3. Теофраст Парацельс основал иатрохимию – врачебную медицинскую химию,
  • он считал, что в основе жизни лежат химические процессы , а заболевания – это результат нарушения их в организме. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов.

медь

ртуть

сурьма

мышьяк

свинец

4. в 1 547 г. Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера по изготовлению квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран различных болезней и опухолей. ( Артур Ди -личный врач царя)  5.При царе Михаиле Федоровиче в 1623 г.
  • 4. в 1 547 г. Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера по изготовлению квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран различных болезней и опухолей.
  • ( Артур Ди -личный врач царя)
  • 5.При царе Михаиле Федоровиче в 1623 г. алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в «надкушивании» - своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств.
6. В начале XIX
  • 6. В начале XIX в.были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения.
  • В 1803 г . были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Позднее из листьев чайного дерева был выделен кофеин, обладающий стимулирующим действием.
  • Из листьев куста кока был выделен кокаин , проявляющий анестезирующие свойства , а из корня красавки – атропин , прекращающий приступы бронхиальной астмы.

Кофеин

Кокаин

Атропин

6.Аптекарь Фридрих Сертюрнер –выделил морфин из опиума.

6.Аптекарь Фридрих Сертюрнер –выделил морфин из опиума.

Серный эфир Хлороформ Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ, серный эфир, нитроглицерин и салициловая кислота,  обладающая  противовоспалительным действием. Нитроглицерин Салициловая кислота

Серный эфир

Хлороформ

Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ, серный эфир, нитроглицерин и салициловая кислота,

обладающая

противовоспалительным действием.

Нитроглицерин

Салициловая кислота

7. В XIX в. Луи Пастер
  • 7. В XIX в. Луи Пастер Разработал пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины.

Бактерии

Вирус

8. В 1909 г. Пауль Эрлих
  • 8. В 1909 г. Пауль Эрлих получил соединение мышьяка – сальварсан , первое эффективное средство против сифилиса.
  • Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии – лечения инфекционных, паразитарных заболеваний и опухолей лекарствами , подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток .

Сальварсан

9.А. Флеминг в 1928 г. открыл пенициллин.
  • 9.А. Флеминг в 1928 г. открыл пенициллин.
  • В настоящее время наряду с препаратами бензилпенициллина широко применяются не менее эффективные полусинтетические пенициллины - оксациллин и ампициллин.

Оксациллин

Ампициллин

Тетрациклин Широкое применение в лечении инфекционных заболеваний нашли не только пенициллины, но и другие антибиотики: тетрациклины, полимиксины, препараты группы эритромицина, левомицетина и т.д. Эритромицин Левомицетин

Тетрациклин

  • Широкое применение в лечении инфекционных заболеваний нашли не только пенициллины, но и другие антибиотики: тетрациклины, полимиксины, препараты группы эритромицина, левомицетина и т.д.

Эритромицин

Левомицетин

По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на     Бактериостатические (задерживающие их рост и размножение)  Бактерицидные (вызывающие уничтожение организмов) Однако не все так просто. Антибиотики – мощное оружие, и порой, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Поэтому очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками
  • По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на

Бактериостатические

(задерживающие их рост и размножение)

Бактерицидные

(вызывающие уничтожение организмов)

  • Однако не все так просто. Антибиотики – мощное оружие, и порой, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Поэтому очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками .
группа обезболивающих
  • группа обезболивающих

Рвотные и слабительные

(стимулируют рецепторы желудка и кишечника)

Анестезирующие

(применяются для временной анестезии: новокаин, дикаин, лидокаин)

Вяжущие и обволакивающие

(снижают чувствительность рецепторов)

Горечи

(стимулируют вкусовые рецепторы)

Рецепторы в органах и тканях блокируются атропином.

Некоторые лекарственные препараты устраняют болевые ощущения , воздействуя непосредственно на ЦНС.  Они называются анальгетиками .  Ненаркотические (аспирин, салициловая к-та, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин)  Наркотические (характерно состояние наркоза) (оксид азота( I) , серный эфир, фторотан, этанол, морфин – вызывает лекарственную зависимость, он же морфий) Салициловая к-та аспирин Диэтиловый (серный) эфир морфий парацетамол анальгин фторотан

Некоторые лекарственные препараты устраняют болевые ощущения , воздействуя непосредственно на ЦНС. Они называются анальгетиками .

Ненаркотические

(аспирин, салициловая к-та, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин)

Наркотические

(характерно состояние наркоза)

(оксид азота( I) , серный эфир, фторотан, этанол, морфин – вызывает лекарственную зависимость, он же морфий)

Салициловая к-та

аспирин

Диэтиловый (серный) эфир

морфий

парацетамол

анальгин

фторотан

В последнее время все чаще внедряют заблуждение о существовании «легких» наркотиков. Любой наркотик формирует зависимость от него. «Легкие» наркотики лишь медленнее подчиняют себе сознание человека.
  • В последнее время все чаще внедряют заблуждение о существовании «легких» наркотиков. Любой наркотик формирует зависимость от него. «Легкие» наркотики лишь медленнее подчиняют себе сознание человека.
Лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов: Доза (индивидуальна для каждого средства) Режим приема и способ применения Состояние организма
  • Лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов:
  • Доза (индивидуальна для каждого средства)
  • Режим приема и способ применения
  • Состояние организма

Особой осторожности требует назначение и прием лекарств беременным женщинам и кормящим матерям – терапевтическая для женщины доза лекарства может отравить плод или новорожденного.

лекарственные формы:
  • лекарственные формы:
Лекарства дома: 1.Пероксид водорода (Н 2 О 2 ) – отличный антисептик   2.Нашатырный спирт (водный раствор аммиакка NH 3 ) – возбуждает дыхательный центр.    Пользуются, чтобы вывести     больного из состояния обморока

Лекарства дома:

1.Пероксид водорода (Н 2 О 2 )

отличный антисептик

2.Нашатырный спирт

(водный раствор аммиакка NH 3 )

возбуждает дыхательный центр.

Пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока

3.Аспирин ( ацетилсалициловая кислота) –    один из препаратов,   который широко применяют    как противовоспалительное,   жаропонижающее, болеутоляющее    и противоревматическое средство

3.Аспирин ( ацетилсалициловая кислота) –

один из препаратов,

который широко применяют

как противовоспалительное,

жаропонижающее, болеутоляющее

и противоревматическое средство

4.Валидол, корвалол, нитроглцерин –     лекарства для лечения    сердечно-сосудистой системы 5.Фталазол, сульгин, салол –     используются для лечения     пищеварительной системы ОН О 6.Салол С О фениловый эфир салициловой кислоты

4.Валидол, корвалол, нитроглцерин –

лекарства для лечения

сердечно-сосудистой системы

5.Фталазол, сульгин, салол –

используются для лечения пищеварительной системы

ОН

О

6.Салол

С

О

фениловый эфир

салициловой кислоты

7.Антибиотики  (от греч. anti- — против и biоs — жизнь) –  органические вещества, образуемые  живыми организмами и обладающие  способностью подавлять развитие  микроорганизмов и задерживать рост  опухолевых клеток Натриевая соль бензинпенициллина O H S CH 3 N С CHC СН 2 CH CH 3 N CH COON С O

7.Антибиотики

(от греч. anti- — против и biоs — жизнь) – органические вещества, образуемые живыми организмами и обладающие способностью подавлять развитие микроорганизмов и задерживать рост опухолевых клеток

Натриевая соль бензинпенициллина

O

H

S

CH 3

N

С

CHC

СН 2

CH

CH 3

N

CH

COON

С

O

Лекарственные препараты –   сильнодействующие средства, ими надо  пользоваться осмотрительно.  Необходимо внимательно читать  инструкцию к применению того или иного  препарата, разделы: «Показания»,  «Противопоказания», «Дозировка и  способ применения».

Лекарственные препараты – сильнодействующие средства, ими надо пользоваться осмотрительно. Необходимо внимательно читать инструкцию к применению того или иного препарата, разделы: «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения».

Помните:  Неверное применение,  высокая доза могут  превратить лекарство в     ЯД!!!

Помните:

Неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в ЯД!!!

фармакокинетика

фармакокинетика

  • Фармакокинетика – раздел фармакологии, изучающий поведение лекарственных препаратов в организме: их всасывание, распределение, выведение и биотрансформацию.
  • Чтобы лекарственный препарат оказал действие, он должен быть введен в организм.
  • Все пути введения разделяются на две группы: энтеральные и парэнтеральные (от греч. энтерон – желудочно-кишечный тракт).
  • К энтеральным путям введения относится введение через рот (в том числе под язык), в 12-перстную и прямую кишку.
  • К парэнтеральным путям введения, минующим желудочно-кишечный тракт, относится подкожное, внутримышечное, внутривенное введение лекарственных препаратов. Путь введения во многом определяет скорость поступления и выраженность эффекта лекарства.
После введения в организм лекарственное вещество разносится кровью по органам, тканям и жидким средам, но это не значит, что концентрация введенного препарата в каждом органе или ткани одинакова. Равномерному распределению лекарства мешают тканевые барьеры, через которые лекарственные вещества проникают далеко не одинаково. Одним из таких барьеров является гематоэнцефалический: проникновение веществ в центральную нервную систему из крови ограничено, так как ионизированные или нерастворимые в липидах вещества не проникают в мозг через этот барьер. Биологическое значение такого барьера очевидно: проникновение некоторых веществ в мозг из крови существенно нарушило бы его функцию. Поэтому не только биологически активные, но и многие лекарственные вещества (миорелаксанты, ганглиоблокаторы) не проникают через гематоэнцефалический барьер.
  • После введения в организм лекарственное вещество разносится кровью по органам, тканям и жидким средам, но это не значит, что концентрация введенного препарата в каждом органе или ткани одинакова.
  • Равномерному распределению лекарства мешают тканевые барьеры, через которые лекарственные вещества проникают далеко не одинаково.
  • Одним из таких барьеров является гематоэнцефалический: проникновение веществ в центральную нервную систему из крови ограничено, так как ионизированные или нерастворимые в липидах вещества не проникают в мозг через этот барьер.
  • Биологическое значение такого барьера очевидно: проникновение некоторых веществ в мозг из крови существенно нарушило бы его функцию.
  • Поэтому не только биологически активные, но и многие лекарственные вещества (миорелаксанты, ганглиоблокаторы) не проникают через гематоэнцефалический барьер.
Значительно более проницаемым барьером является стенка капилляров, через которую в ткани проникают большинство лекарственных веществ, но не проходят вещества с высоким молекулярным весом, например белок альбумин, имеющий молекулярную массу около 70 000. Лекарственные вещества, особенно хорошо растворимые в воде, выводятся из организма почками. Летучие вещества выделяются легкими , частично соединения могут выводиться с каловыми массами, а также потовыми железами. Выделение лекарств – одна из причин того, что концентрация препарата в крови падает и эффективность его действия уменьшается.
  • Значительно более проницаемым барьером является стенка капилляров, через которую в ткани проникают большинство лекарственных веществ, но не проходят вещества с высоким молекулярным весом, например белок альбумин, имеющий молекулярную массу около 70 000.
  • Лекарственные вещества, особенно хорошо растворимые в воде, выводятся из организма почками.
  • Летучие вещества выделяются легкими , частично соединения могут выводиться с каловыми массами, а также потовыми железами.
  • Выделение лекарств – одна из причин того, что концентрация препарата в крови падает и эффективность его действия уменьшается.
Кроме того, лекарства подвергаются процессам биотрансформации. Большинство лекарственных веществ растворимы в липидах и представляют собой слабые органические кислоты или основания, которые сравнительно плохо выводятся из организма.  Для быстрого выведения лекарственные вещества должны быть трансформированы в более полярные формы. Поэтому, если в процессе биотрансформации в организме образуются более полярные метаболиты, ионизированные при физиологическом значении pH, менее связанные с белками плазмы, тканевыми белками, они менее способны проникать через мембраны почечного канальца. Поэтому они не подвергаются реабсорбции в почечных канальцах и выделяются с мочой. Этому и служат процессы биотрансформации в организме, которые способствуют выведению лекарства и делают его менее активным.
  • Кроме того, лекарства подвергаются процессам биотрансформации. Большинство лекарственных веществ растворимы в липидах и представляют собой слабые органические кислоты или основания, которые сравнительно плохо выводятся из организма.
  • Для быстрого выведения лекарственные вещества должны быть трансформированы в более полярные формы.
  • Поэтому, если в процессе биотрансформации в организме образуются более полярные метаболиты, ионизированные при физиологическом значении pH, менее связанные с белками плазмы, тканевыми белками, они менее способны проникать через мембраны почечного канальца.
  • Поэтому они не подвергаются реабсорбции в почечных канальцах и выделяются с мочой.
  • Этому и служат процессы биотрансформации в организме, которые способствуют выведению лекарства и делают его менее активным.
Ферментные системы, участвующие в биотрансформации, локализованы в печени и эндоплазматическом ретикулуме печеночных клеток. Выделенные в эксперименте, они получили название микросомальные ферменты , поскольку связаны с фракцией микросом, выделяющихся при дифференциальном центрифугировании фрагментов печеночных клеток. Микросомальные ферменты катализируют реакции конъюгации и реакции окисления, в то время как реакции восстановления и гидролиза часто катализируются немикросомальными ферментами.
  • Ферментные системы, участвующие в биотрансформации, локализованы в печени и эндоплазматическом ретикулуме печеночных клеток.
  • Выделенные в эксперименте, они получили название микросомальные ферменты , поскольку связаны с фракцией микросом, выделяющихся при дифференциальном центрифугировании фрагментов печеночных клеток.
  • Микросомальные ферменты катализируют реакции конъюгации и реакции окисления, в то время как реакции восстановления и гидролиза часто катализируются немикросомальными ферментами.
Фармакокинетика предусматривает определение скорости инактивации и выделения, оба процесса определяются термином квота элиминации . Она определяет процент вещества от введенной дозы, который метаболизируется и выводится в течение суток. Если этот процент мал, то лекарство при последующих приемах может накапливаться в организме и увеличивать свой эффект. Врач может умело использовать этот феномен, выбирая дозу препарата, которая насыщает организм, затем переходя на меньшую дозу, которая восполняет потерю препарата и носит название поддерживающая доза . Некоторые вещества, например гликозиды наперстянки, применяются именно таким образом.
  • Фармакокинетика предусматривает определение скорости инактивации и выделения, оба процесса определяются термином квота элиминации .
  • Она определяет процент вещества от введенной дозы, который метаболизируется и выводится в течение суток.
  • Если этот процент мал, то лекарство при последующих приемах может накапливаться в организме и увеличивать свой эффект.
  • Врач может умело использовать этот феномен, выбирая дозу препарата, которая насыщает организм, затем переходя на меньшую дозу, которая восполняет потерю препарата и носит название поддерживающая доза .
  • Некоторые вещества, например гликозиды наперстянки, применяются именно таким образом.
Вывод

Вывод

  • Взаимодействие лекарства с рецептором, в результате которого возникает эффект препарата, позволяет исправить нарушения, вызванные болезнью, и способствует выздоровлению.
  • В фармакологии наиболее распространенной является патогенетическая терапия – воздействие на механизмы развития заболевания.
  • Разрыв цепи этих процессов способен предотвратить нарастание симптомов болезни. Иногда говорят, что этиотропное действие, т.е. воздействие на причину заболевания, наиболее эффективно, но это не всегда так – часто фактор, вызвавший болезнь, уже перестал действовать, а заболевание продолжается. В этом случае средства патогенетической терапии играют свою роль. Фармакология стала относиться к числу точных фундаментальных наук, и она постепенно вносит свои качества в клинику.
  • Появление новой отрасли медицины – клинической фармакологии , и есть наглядный пример происходящих в медицине изменений.
Дома:  Заполните таблицу: Деятель Год (век) 1. Открытие 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Дома: Заполните таблицу:

Деятель

Год (век)

1.

Открытие

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Лекарственные средства"

Автор: Татьяна Михайловна Стежко

Дата: 12.05.2022

Номер свидетельства: 606614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Введение лекарственных средств"
    ["seo_title"] => string(31) "vvedenie_lekarstvennykh_sredstv"
    ["file_id"] => string(6) "604244"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1649218631"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-sotsial-no-bytovoi-oriientirovki-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208012"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430728509"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок СБО по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-sbo-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218285"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433749750"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация практического занятия на тему "Твердые лекарственные формы" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-praktichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-tvierdyie-liekarstviennyie-formy"
    ["file_id"] => string(6) "187711"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426568662"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация на тему "Мягкие лекарственные формы" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-na-tiemu-miaghkiie-liekarstviennyie-formy"
    ["file_id"] => string(6) "202455"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429258365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства