Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им. О. Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О. Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по химии»
по общеинтеллектуальному направлению
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9 «Г» класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Трехсвоякова Наталья Викторовна
Год составления: август 2019 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире химии» для 9 «Г» класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
N 1897(с изменениями и дополнениями);
Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского;
Устава МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского;
Положения о рабочей программе учителя МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского.
Рабочая программа составлена на основе пособия Химия 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации- 2018: учебно- методическое пособие/ под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион: 2018.
Согласно учебному плану школы на внеурочную деятельность «Готовимся к ОГЭ по химии» в 9 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год . Рабочая программа составлена на 34 часа согласно календарному графику МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты обучения.
Ученик научится:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Ученик получит возможность научиться:
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Регулятивные результаты обучения.
Ученик научится:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Ученик получит возможность научиться:
планировать и проводить эксперимент;
составлять уравнения химических реакций и проводить расчеты по ним;
применять теоретические знания на практике.
Познавательные результаты обучения.
Ученик научится:
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.).
Коммуникативные результаты обучения.
Ученик научится:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Вещество. ( 8 часов ). Тема 1.1. Вещество. ( 8 часов).
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная).
Ионная, металлическая химическая связь.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Формы организации работы: организация дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; самостоятельная работа; практическая творческая работа; презентация.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.
Формы организации работы: консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа.
Раздел 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. ( 10 часов). Тема 3.1. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. ( 10 часов).
Химические свойства простых веществ: металлов(щелочных, щелочно-земельных, алюминия, железа) и неметаллов (водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния).
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований.
Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних).
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Первоначальные сведения о предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене).
Первоначальные сведения о кислородсодержащих органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Формы организации работы: консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; презентация.
Раздел 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. ( 5 часов). Тема 4.1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии ( 5 часов).
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
Формы организации работы: внеурочная форма; организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; практическая творческая работа; презентация.
Раздел 5. Химия и жизнь. ( 5 часов). Тема 5.1. Химия и жизнь. ( 5 часов).
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Формы организации работы: консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; презентация.
4.Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего часов
Контрольные работы (количество часов)
Практические работы (количество часов)
1.
Вещество.
8
2.
Химическая реакция.
6
3.
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.
10
4.
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
1
05.09
Интерактив-ная доска
2.
Решение заданий вариантов ОГЭ.
1
12.09
3.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
1
19.09
ПСХЭ.
4.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
1
26.09
ПСХЭ.
5.
Строение молекул. Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная).
1
03.10
Набор ЦОР.
6.
Ионная, металлическая химическая связь.
1
10.10
Таблица: «Виды связей».
7.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
1
17.10
ПСХЭ.
8.
Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
1
24.10
Набор реактивов, набор ЦОР.
Раздел 2. Химическая реакция. ( 6 часов).
Тема 2.1. Химическая реакция. ( 6 часов).
9.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
1
07.11
Л/опыт.
10.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления атомов химических элементов, поглощению и выделению энергии.
1
14.11
Карточки- задания.
11.
Решение заданий вариантов ОГЭ.
1
21.11
Карточки- задания.
12.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
1
28.11
Карточки- задания.
13.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
1
05.12
Набор реактивов.
14.
Окислитель и восстановитель. Окислительно- восстановительные реакции. Составление окислительно- восстановительных реакций.
1
12.12
Раздел 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. ( 10 часов).
Тема 3.1. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. (10 часов ).
15.
Химические свойства простых веществ: металлов (щелочных, щелочно- земельных, алюминия, железа) и неметаллов (водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния).
1
19.12
Презентация, рабочие листы.
16.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
1
26.12
Карточки- задания.
17.
Химические свойства оснований.
1
16.01
Индив. карточки.
18.
Химические свойства кислот.
1
23.01
Набор реактивов.
19.
Химические свойства солей (средних).
1
30.01
Набор реактивов.
20.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
1
06.02
21.
Решение заданий вариантов ОГЭ.
1
13.02
22.
Первоначальные сведения о предельных и непредельных углеводородах ( метане, этане, этилене, ацетилене).
1
20.02
23.
Первоначальные сведения о кислородсодержащих органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
1
27.02
24.
Решение заданий вариантов ОГЭ.
1
05.03
Раздел 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. ( 5 часов ).
Тема 4.1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. ( 5 часов).
25.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
1
12.03
Комп. Презентация, набор реактивов.
26.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе ( хлорид-, бромид, йодид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
1
19.03
Л/опыты по теме
27.
Получение газообразных веществ (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
1
02.04
Карточки- задания
28.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
1
09.04
29.
Решение заданий вариантов ОГЭ.
1
16.04
Раздел 5. Химия и жизнь. ( 5 часов.)
Тема 5.1. Химия и жизнь. ( 5 часов).
30.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
1
23.04
Интерактив-ная доска
31-34.
Решение вариантов ОГЭ.
4
30.04, 07.05, 14.05
21.05
Интерактив-ная доска
Итого:
34
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского