kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по дисциплине химия для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке  специалистов среднего звена. Данная программа составлена для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине химия для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Ангарский промышленно – экономический техникум»

(ГБПОУ ИО «АПЭТ»)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ИО

«Ангарский промышленно -

экономический техникум»


/ Скуматова Н.Д.



2015 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Химия


по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах















г. Ангарск,


2015 г.


ОДОБРЕНА

цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин


СОСТАВЛЕНА

в соответствии с ФГОС СПО

по специальности



09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Председатель


Зам. директора по учебной работе


/Стогова Л. А.



/ Савеличева О.В.



2015 г.




2015 г.





Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия», рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), для разработки программы учебной дисциплины по специальности 230115 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО», заключение экспертного совета № 2 от «26» марта 2015 г.




Организация-разработчик:

ГБПОУ ИО АПЭТ



Разработчик: Козырева В.С., преподаватель













СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1 ПАСПОРТРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ………………….5

1.1Область применения рабочей программы ………………………………………..5

1.2 Место учебнойдисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки специалистов среднеего звена:……………………………………………5

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины…………………………………………………5

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины………………………………………………………………………………..5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...6

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6

2.2 Тематический план учебной дисциплины 7

2.3 Содержание учебной дисциплины……………………………………………8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………...21

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 21

3.2. Информационное обеспечение обучения 22

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ…………..……….......................25


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с основной образовательной программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (2014 г.), примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), для разработки программы учебной дисциплины по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах заключение Экспертного совета: протокол №2 от «26» марта 2015 г., и предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ФГОС СПО.

Учебная дисциплина «Химия» изучается в цикле общеобразовательных дисциплин.

Курс рассчитан на 117 часов максимальной нагрузки, в том числе 78 часов – аудиторных занятий; 54 часа – лекционные занятия, 22 часа – лабораторные работы и 39 часов – самостоятельная учебная нагрузка студентов. Для данной дисциплины вариативная часть не предусмотрена.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость

химического знания для каждого человека;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире

и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;

  • умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого химические знания;

  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки,

сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности,

опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

В процессе обучения у студентов должны быть сформированы следующие ценностные ориентации:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.

Практическая ценность данного курса состоит в следующем:

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.






2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

В том числе:


лабораторные работы и практические занятия

22

контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

В том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • составление опорного конспекта;

  • выполнение исследовательской проектной работы;

  • подготовка сообщений и рефератов;

  • сравнительный анализ материала из Интернета и других ресурсов;

  • проработка конспектов занятий, учебной и научно - исследовательской литературы;

  • выполнение разноуровневых заданий: решение уравнений, запись цепочек реакций, составление изомеров органических веществ



4

10

8

4


4


9

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета















2.2 Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

студентов

Обязательные учебные занятия



Самостоятельная учебная нагрузка

студентов

всего

из них

лекционные занятия

лабораторные и практические занятия

Введение

1,5

1

1


0,5

1 Общая и неорганическая химия

67,5

45

29

16

22,5

1.1 Основные понятия и законы

7,5

5

5


2,5

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

9

6

4

2

3

1.3 Строение вещества

12

8

6

2

4

1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

7,5

5

3

2

2,5

1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства

12

8

4

4

4

1.6 Химические реакции

9

6

4

2

3

1.7 Металлы и неметаллы

10,5

7

3

4

3,5

2 Органическая химия

48

32

26

6

16

2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

7,5

5

5


2,5

2.2 Углеводороды и их природные источники

13,5

9

7

2

4,5

2.3 Кислородсодержащие органические соединения

13,5

9

7

2

4,5

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

13,5

9

7

2

4,5


Итого

117

78

56

22

39

2.3 Содержание учебной дисциплины Химия (технический профиль)


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4



Содержание учебного материала

1,5


Введение

Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Знать: определения понятий «химия», «элемент», «молекула»

Химия как наука.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Химический элемент

1

1

Самостоятельная работа

0,5


Проработать конспект, выучить определения


Раздел 1 Общая и неорганическая химия

67,5

Тема 1.1

Основные понятия и законы химии

Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Знать: определения понятий «атом», «элемент», «молекула»; формулировки основных законов химии

Содержание учебного материала

7,5

Объем аудиторной нагрузки

5

1.1.1 Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества

1



2

2



2

1.1.2 Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.1

2,5


        1. Проработка конспектов и литературных источников глава 1. §1, 2 [3]

1

1.1.1.2 Вычисление молекуляярной массы вещества по формулам

0,5

1.1.2.1 Проработка конспектов, выучить основные законы химии


1

Тема 1.2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Уметь: определять элемент по электронной формуле; устанавливать по порядковому номеру элемента номер периода и номе группы , а также формулу и характер высшего оксида и соответствующего ему гидроксида; записывать электронную формулу данного элемента и сравнивать его соседними элементами в периоде и группе.

Знать: современную формулировку Периодического закона, структуру Периодической системы Д. Менделеева, строение атома

Содержание учебного материала

9

Объем аудиторной нагрузки

6


1.2.1 Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2

2

1.2.2 Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира

2

2

Практическая работа



1.2.2.1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Характеристика элементов по периодической системе Д.И.Менделеева

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.2

3

1.2.1.1 Определение элементов по электронным конфигурациям

1

1.2.2.1 Составление характеристики элементов по плану

1

1.2.2.2 Выполнение заданий с.46 задания 6, 7, 9 (письм.) [3]

1

Тема 1.3 Строение вещества

Уметь: определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений.

Знать: виды химической связи, классификацию дисперсных систем

Содержание учебного материала

12

Объем аудиторной нагрузки

8

1.3.1 Ионная химическая связь. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Металлическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь.

2

2

1.3.2 Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей

2

2

1.3.3 Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах

2

2

Лабораторные работы



1.3.3.1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.3

4

        1. Выращивание кристалла в домашних условиях. Исследование оформить произвольно

2

1.3.2.1 Подготовка рефератов по теме «Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии»

1

1.3.3.1 Составление конспекта стр. 78[1]

1

Тема 1.4

Вода, растворы, электролитическая диссоциация


Уметь: записывать уравнения реакций ионного обмена, определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами; составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей; рассчитывать концентрацию растворов.

Знать: теорию

электролитической диссоциации Аррениуса, классификацию растворов

Содержание учебного материала

7,5

Объем аудиторной нагрузки

5

1.4.1 Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация

2

2

1.4.2 Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты


1


2

Практическая работа



1.4.2.1 Приготовление раствора заданной концентрации

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.4

2,5

1.4.1.1 Решение задач на нахождение массовой доли и молярной концентрации растворов

1

1.4.1.2 Решение задач на нахождение массовой доли и молярной концентрации растворов

1

        1. Проработка литературных источников [3] Глава 5. §2 выписать основные положения теории электролитической диссоциации

0,5

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства

Уметь: характеризовать свойства классов неорганических соединений; составлять генетические ряды, образованные неорганическими соединениями разных классов

Знать: названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений

Содержание учебного материала

12

Объем аудиторной нагрузки

8

1.5.1 Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

1

2

1.5.2 Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

1

2

1.5.3 Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей

1

2

1.5.4 Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

1

2

Лабораторные работы



1.5.4.1 Свойства кислот. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

2

1.5.4.3 Свойства щелочей. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.5

4

1.5.1.1 Составление схемы «Генетическая взаимосвязь основных классов неорганических соединений» (оформление в виде схемы)

1

1.5.2.1 Выполнение упражнений: [ 2] С.97-зад.1,2, (письм.)

1

1.5.3.1 Выполнение упражнений: [ 2] С.97-зад.3 (письм.)

1

1.5.4.1.1 Подготовка отчета

1

Тема 1.6

Химические реакции

Уметь: определять тип уравнения реакций, составлять уравнения с помощью метода электронного баланса, определять влияние различных факторов на скорость реакций.

Знать: определение и математическое выражение скорости реакций, факторы, определяющие скорость реакций, правило смещение химического равновесия, окислительно - восстановитель

ные реакции,

метод электронного баланса

Содержание учебного материала

9

Объем аудиторной нагрузки

6


1.6.1 Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения

1

2

1.6.3 Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

1

2

1.6.2 Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций

2

2

Лабораторные работы







1.6.3.1 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

2

1.6.3.2 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.


1.6.3.3 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры


Самостоятельная работа при изучении темы 1.6

3

1.6.1.1 Выполнение письменно упражнения стр.97-зад.4 [3]

1

1.6.2.1 Проработка литературных источников [3] Глава 5. §1- выписать факторы, влияющие на скорость реакций

1

1.6.3.1 Оформление отчета

1

Тема 1.7

Металлы и неметаллы

Уметь: охарактеризовывать общие свойства металлов и неметаллов, решать задачи, составлять химические уравнения, подтверждающие свойства простых веществ и соединений.

Знать: состав, свойства, способы получения и применение соединений металлов и неметаллов

Содержание учебного материала

10,5

Объем аудиторной нагрузки

7


1.7.1 Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

2





2


1.7.2 Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности



1




2

Лабораторные работы



1.7.2.1 Химические свойства металлов

2

Практические работы


1.7.2.2 Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.7

3,5

1.7.1.1.Выполнение упражнений Глава 7. стр. 122- зад. 8, 9 [3]

1

1.7.2.2.1 Выполнение упражнений Глава 7. стр.153 зад. 3,14 [3]

1

1.7.2.2.2 Подготовка сообщений по теме «Коррозия металлов»

1,5

Раздел 2 Органическая химия

48

Тема2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Уметь: называть углеводороды согласно систематической и рациональной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углеводородов.

Знать: объекты изучения органической химии, основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова, явление изомерии и виды изомерии, правила безопасности при работе с органическими веществами

Содержание учебного материала

7,5

Объем аудиторной нагрузки

5

2.1.1 Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности

1

2

2.1.2 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

1

2

2.1.3 Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации

1

2

2.1.4 Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.1

2,5


2.1.2.1 Проработка конспекта, изучение основных положений теории органической химии

1

2.1.1.3.1 Сравнение типов уравнений реакций в неорганической и органической химии

1

2.1.4.1 Выучить формулы и названия предельных углеводородов

0,5

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники

Уметь:

определять к какому классу относятся органические вещества, называть углеводороды согласно систематической и рациональной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризую

щих химические свойства углеводородов.

Знать: общие формулы, свойства, способы получения и применение алканов, алкенов, алкинов, диеновых и ароматических углеводородов, понятие «гомологический ряд»,

«изомерия»

Содержание учебного материала

13,5

Объем аудиторной нагрузки

9

2.2.1 Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов

1

2

2.2.2 Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

2.2.3. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

2

2








2.2.4 Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

2

2

2.2.5 Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

2

2

Практическая работа



2.2.5.1 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

2.2.5.2 Составление изомеров органических веществ

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.2

4,5

2.2.2.1 Выучить формулы и названия предельных углеводородов


0,5

2.2.3.1 Решение задач на нахождение формулы вещества

1

2.2.4.1 Составление изомеров и гомологов для органических веществ (указываются преподавателем)


1

2.2.5.1.1 Подготовка сообщения «Нефть, продукты переработки»

1

2.2.5.2.1 Проработка конспектов и литературных источников Глава 2. §1- 4 [3]

1

Тема 2.3

Кислородсодержащие органические соединения

Уметь:

составлять структурные формулы, пользоваться систематической и рациональной номенклатурой, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства и способы получения кислородосодержащих органических соединений, решать расчетные задачи.

Знать: определение, состав, строение и свойства, номенклатуру, способы получения, применение кислородсодержащих

органических веществ

Содержание учебного материала

13,5

Объем аудиторной нагрузки

9

2.3.1 Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой

2

2

2.3.2 Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств

1

2

2.3.3 Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой кислоты

2

2

2.3.4 Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла

1



2

2.3.5 Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид

1

2

Лабораторная работа



2.3.5.1 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). 2.3.5.2 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

2.3.5.3 Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.3

4,5

2.3.2.1 Выполнение упражнений [3] Глава 3. с. 234- зад. 3, 4 с. 235 зад. 8, 9, 10 (письм.)

1

2.3.4.1 Выполнение упражнений [3] Глава 3. с. 234- зад. 3, 4 с. 235 зад. 8, 9, 10 (письм.)

1

2.3.5.1.1 Подготовка проектов по темам: «Мыловарение», «Значение углеводов в жизни человека», «Правильное питание человека»

2,5

Тема 2.4

Азотсодержащие

органические соединения.

Полимеры

Уметь: доказывать основные свойства аминов, зависимость между строением и свойствами аминов, объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп; определять наличие белковых соединений качественными реакциями.


Знать: номенклатуру аминов, строение аминокислот, структуру и свойства, значение белков

Содержание учебного материала

13,5

Объем аудиторной нагрузки

9

2.4.1 Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств

1

2

2.4.2Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков

2

2

2.4.3 Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон

2

2

Практическая работа



2.4.2.1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон

1

Лабораторная работа


2.4.2.2 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании

1

2.4.2.3 Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа при изучении темы 2.4

4,5

2.4.1.1 Выполнение заданий Раздел 2. Глава 4.стр. 251- зад. 11,12 [3]

1

          1. Подготовка рефератов « Полимеры, пластмассы в быту»

2

2.4.2.2.2 Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества


1



2.4.2.3.1 Подготовка к дифференцированному зачету

0,5

Итого на занятиях (аудиторная нагрузка)

78

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка)

39

ИТОГО

117




3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины


Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета биологии, экологических основ природопользования, лаборатории химии. Кабинет биологии, лаборатория химии должен быть оснащен средствами обучения:

-комплект учебной мебели:

-раковины;

-стол демонстрационный;

-шкаф лабораторный;

-шкаф- стенка

-шкаф вытяжной;

- огнетушитель порошковый ОП-3;

-ящик с песком, совок;

- аптечка с набором медикаментов;

- правила техники безопасности при работе в кабинете химии;

-электрифицированная таблица периодическая;

-электрифицированная таблица растворимости;

-экран;

-компьютер с процессором Р-111 и монитором 15” LQ

Демонстрационное оборудование:

- приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента;

- реактивы и материалы:

- наборов 16 с реактивами.

Дидактический материал:

-природные натуральные объекты - «Нефть», «Природный газ»,

«Каучук».

-коллекции минералов и горных пород.

- статические и динамичные шаростержневые модели.

Экранно-звуковые пособия, презентации:

  1. Алканы.

  2. Алкены.

  3. Алкины.

  4. Белки. Аминокислоты.

  5. Жиры.

  6. Периодический закон и система Д. И.Менделеева.

  7. Спирты.

  8. Общие свойства металлов

  9. Общие свойства неметаллов

10.Углеводы.

Флэшпрезентации:

  1. Кристаллические решетки.

  2. Строение атома.

  3. Крекинг нефти.

  4. Мультимедийные диски — 2 шт

Демонстрационные раздаточные пособия:

Таблицы: Периодическая система Д.И.Менделеева, «Относительные молекулярные массы элементов», «Предельные углеводороды», «Таблица растворимости веществ».


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Ерохин Ю.М. Учеб. для студ. сред проф. учебных заведений– М.: Академия, 2011.-400 с.

  2. Ерохин Ю.М., Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. заведений/ Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов – М., Академия, 2008.- 190 с.

  3. Саенко О.Е.Химия для колледжей : учебник. Ростов- на- Дону, ООО «Феникс», 2009.-288 с.

  4. Габриелян О.С. Книга для преподавателя: учебно-методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Академия, 2012.-336с.


Дополнительная литература:

  1. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.-111 с.

2. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы.- М.: РИА «Новая волна», 2009. – 480 с.

3. XuMuK.ru — сайт о химии. 2006-2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xumuk.ru/

4. Мануйлов А.В., РодионовВ.И. Основы химии. Интернет-учебник. [Электронный ресурс]// Новосибирский государственный университет. Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/

5. Журнал «Химия в школе» . Режим доступа: http:// hvsh.ru .

6. Электронный журнал «Химики и химия». Режим доступа: http:// chemistry-chemists.com/index.html .



4 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Химия» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных разноуровневых заданий, решения задач.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать /понимать:

  • важнейшие химические понятия:

вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии:

сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

  • основные теории химии:

химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы:

важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы

- оценка результатов по заданным критериям выполнения заданий на

лабораторных работах.

- оценка результатов по решению задач на нахождение массовой доли и молярной концентрации раствора;

- оценка по выполнению разноуровневых заданий: решения уравнений, записи цепочек реакций, подтверждающих химические свойства веществ, составление изомеров органических веществ


Уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  • определять:

валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

  • характеризовать:

элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять:

зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент:

по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

  • проводить:

самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • связывать:

изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

  • решать:

расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям


- устный индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- выполнение разноуровневых заданий по дидактическому материалу;

- выполнение расчетных задач по химическим уравнениям и формулам;

-проверка самостоятельной работы обучающихся: защита рефератов, схем;

-выполнение письменных проверочных работ по темам:

«Валентность. Степень окисления»,

«Характеристика элемента по Периодической системе Д.И.Менделеева»,

«Типы химических реакций»,

«Типы химических связей»,

«Реакции ионного обмена»,

«Основные классы неорганических соединений», «Изомеры и гомологи органических веществ»,

« Кислородсодержащие органические соединения»


-зачет лабораторных и практических работ;

- выполнение индивидуального

тестового контроля;

- выполнение тестовых заданий в

системе Ассистент по темам:

«Периодический закон и система Д.И.Менделеева»,

«Строение вещества»,

«Основные классы неорганических соединений»,

«Взаимосвязь между классами органических соединений»

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников


- оценка результатов экспериментов, рефератов и исследовательских работ с применением в реальных жизненных ситуациях.


Анализ исследовательских работ: Выращивание кристаллов и применение их в дизайне интерьера»

Защита рефератов: «Значение углеводов в жизни человека», «Химия в косметике», «Химия в быту», «Мыловарение»




Контроль формируемых профессиональных и общих компетенций

Формируемые профессиональные и

общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов

Разработка и выполнение проектов, выполнение и оформление лабораторных работ

ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев

Разработка тестов, кроссвордов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Анализ способностей обучающегося к поиску различных нестандартных приемов решения профессиональных задач. Оценка качества участия в научно- практической деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Вопросно-ответная беседа с целью выявления способностей обучающегося к поиску и использованию информации, необходимой для выявления эффективного выполнения задач

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Контроль за выполнением лабораторно-практических работ

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Вопросно-ответная беседа с целью выявления способностей обучающегося к поиску и использованию информации, необходимой для выявления эффективного выполнения задач

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Контроль за знанием терминологии образовательной программы

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Анализ степени участия обучающегося в работе малыми группами с целью выбора эффективного решения поставленной задачи

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Контроль и оценка работы малыми группами, оценка качества участия в научно- практической деятельности

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Оценка качества участия в научно- практической деятельности

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Контроль за умением выполнения анализа и синтеза учебного материала



Разработчики:

место работы

занимаемая должность

инициалы, фамилия

ГБПОУ ИО «АПЭТ»

преподаватель

В.С.Козырева


Эксперты:




место работы

занимаемая должность

инициалы, фамилия




место работы

занимаемая должность

инициалы, фамилия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козырева Валентина Сергеевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства