Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия в нашей жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия в нашей жизни"
Программа внеурочной дятельности "Химия в нашей жизни" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, и направлена на подготовку учащихся к изучению химии в 8 классе. Курс введен в часть плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках научного направления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия в нашей жизни"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Рассмотрена
на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
Протокол №____ от «___»_____ 2019года
Согласована
на заседании Научно-методического совета (с правами экспертного)
«___» ____________ 2019 года
Утверждена
Приказом №____
от _________2019 года
Руководитель ШП(М)О
________________ Воболис О.Н.
Заместитель директора по УВР
__________________ Яковлева О.В.
Директор школы
________________ Бугаев С.В.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтелектуального направления
«Химия в нашей жизни»
(лаборатория)
7 а класс
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Малинина Наталия Александровна, учитель химии
Надым
2019
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа к курсу «Химия в нашей жизни» для 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, программы по химии О. С. Габриелляна (О. С. Габриеллян, Г. А. Шипарева «Программа курса химии для 7 класса»).
Рабочая программа обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.
Курс введен в часть плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках научного направления.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом внеурочной деятельности.
Изучение химии начинается в 8-м классе и в самом начале есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через внеурочную деятельность «Химия в нашей жизни» для учащихся 7-го класса. Именно этот возраст 12-13 лет является благоприятным для изучения химии, имеет наибольший познавательный интерес к экспериментам, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса.
В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Данный курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике.
Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования. Неорганические и органические соединения». Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Главной проблемой в преподавании химии в настоящее время является перегруженность курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и нехваткой времени на изучение объемного учебного материала. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни, хотя школьники часто не осознают этого и из-за своей химической безграмотности совершают ошибки при обращении с веществами в быту. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:
- сложность учебного материала по химии,
-сокращение количества учебных часов на изучение химии,
- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,
- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.
Цели курса «Химия в нашей жизни»
формирование естественнонаучного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка
развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи внеурочной деятельности «Химия в нашей жизни»
Задачи:
образовательные:
формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
ознакомление с яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
формирование устойчивого познавательного интереса к химии, коммуникативной компетенции;
развивающие:
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»
воспитательные:
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
воспитание экологической культуры.
Структура программы.
Курс «Химия в нашей жизни» предназначен для учащихся 12-13 лет. Он рассчитан на 1 год, каждый год по 35 часа (1ч в неделю).
Технологии и методы обучения.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:
элементов технологии проблемного обучения;
элементов научного исследования (проектной деятельности);
элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
лабораторных опытов и практических работ;
дидактических игр.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем форсированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, выполнению экспериментальных заданий; публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
основные принципы отношения к живой и неживой природе;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;
Учащиеся научатся:
называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
наглядные (плакаты, иллюстрации настенные);
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, HDDVD и т.п.);
Пропедевтический курс химии «Химия в нашей жизни» курс состоит из четырех тем:
Первая тема «Химия в центре естествознания» актуализирует химические знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии продолжительные по времени экспериментальные работы (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Вторая тема курса «Математические расчеты в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику.
Третья тема «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения.
Четвертая тема «Рассказы по химии» включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых химических реакциях.
Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся, например, при проведении домашнего химического эксперимента и обсуждении его результатов, подготовке сообщений для ученических конференций, защите проектов, выборе объекта для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
В заключение можно отметить, что в курсе почти не затронуты требования стандарта химического образования для основной школы, например символы химических элементов и формулы веществ семиклассники учат только по желанию, не предусмотрено составление формул веществ и уравнений химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.
Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю; всего 35 ч.)
Тема 1.Химия в центре естествознания(11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.
Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.
Тема 2.
Математические расчеты в химии(9 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и еерасчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.
Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.
Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 3.
Явления, происходящиес веществами (11 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.
Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6. Фильтрование. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. 8. Адсорбционные свойства активированного угля. 9. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 10. Противогаз и его устройство. 11. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. 12. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 13. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 16. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 17. Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. 19. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. 20. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.
Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 3. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 4. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней. 10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6(домашний эксперимент). Коррозия металлов.
Тема 4.
Рассказы по химии (4ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
В том числе
По программе О.С. Габриеляна
По рабочей программе
практических работ
1.
Химия в центре естествознания
11
11
2
2.
Математические расчеты в химии
9
9
1
3.
Явления, происходящие с веществами
11
11
3
4.
Рассказы по химии (3ч)
4
4
Итого
35
35
6
Тематическое планирование уроков химии в 7 классе
№
планируемая дата
Тема урока
Эксперимент
Д/з
Глава I. Химия в центре естествознания.(11 ч)
1
04.09
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Д. Коллекция предметов из алюминия.
§1. Составить простой план.
2
11.09
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
§2. Подготовка к практической работе №1.(стр 14).
3
18.09
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности».
Подготовка к практической работе №2.
4
25.09
Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки».
Подготовка докладов: «Из истории изобретения электрофорной машины», «История появления глобуса»
5
02.10
Моделирование.
§3. Выучить символы с названиями 10 химических элементов.
6
09.10
Химические знаки и формулы.
Д. Шаростержневые модели воды, углекислого газа, метана.
§4.Выучить символы и названия элементов.
7
16.10
Химия и физика.
Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения.
§5.
8
23.10
Агрегатные состояния веществ.
Д. Вода в 3 агрегатных состояниях.
ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
§6. Подготовить краткие сообщения о минералах. Задание 8 (стр 41)
9
30.10
Химия и география.
Д. Коллекция минералов.
Л. Изучение графита с помощью увеличительного стекла.
§7.
10
13.11
Химия и биология.
Д. Таблица «Животная и растительная клетка»
§8
11
20.11
Качественные реакции в химии.
ДЭ. Качественная реакция на кислород.
§ 9
Глава II. Математика в химии. (9 ч)
12
27.11
Относительная атомная и молекулярная масса.
§ 10.
13
04.12
Массовая доля элемента в сложном веществе.
§11, вопросы 4, 5 (стр 65)
14
11.12
Чистые вещества и смеси.
Д. Коллекция мрамора, нефти.
§ 12.
15
18.12
Объемная доля газа в смеси.
§ 13
16
25.12
Массовая доля вещества в растворе.
§ 14. Подготовка к практической работе №3
17
15.01
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля».
18
22.01
Массовая доля примесей.
Д. Коллекция минералы и горные породы.
§ 15.
19
29.01
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»
Подготовка к контрольной работе.
20
05.02
Обобщение «Математика в химии»
Глава III. Явления, происходящие с веществами. (11 ч)
21
12.02
Разделение смесей. Способы разделения смесей.
§ 16 (стр 83-85), практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли.»
22
19.02
Фильтрование.
ДЭ. Фильтрование. (Разделение смеси воды и речного песка)
§ 16 (стр 86-87)
23
26.02
Адсорбция.
§ 16 (стр 87-89)
24
04.03
Дистилляция.
Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты»
§ 17
25
11.03
Обсуждение результатов практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли»
Подготовка к практической работе №5 (Стр 95)
26
18.03
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли»
Практическая работа №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)
27
01.04
Химические реакции. Условия протекания химических реакций.
§ 18
28
08.04
Признаки химических реакций.
§ 19
29
15.04
Обсуждение результатов практической работы №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)
Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские ученые- химики»
30
22.04
Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»
Подготовка к контрольной работе №2
31
29.04
Обобщение «Явления, происходящие с веществами»
Глава IV. Рассказы по химии (4 ч)
32
06.05
Конкурс сообщение «Выдающиеся русские ученые-химики»
Подготовить сообщение
33
13.05
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество»
Подготовить сообщение
34
35
20.05
27.05
Защита ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций.
Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для ученика и учителя
Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.-сост. Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. — СПб.: Крисмас, 2003.
Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
Примерные темы докладов учащихся
Учеба М.В.Ломоносова в Москве (1731— 1735).
Вклад М. В. Ломоносова в развитие химии.
Перевод на современный русский язык доклада М.В.Ломоносова «Слово о пользе химии», в публичном собрании Императорской академии наук сентября 6 дня 1751 г., говоренное Михаилом Ломоносовым».
М. В. Ломоносов о пользе стекла.
М. В. Ломоносов — основатель первой химической лаборатории в России.
Круг научных интересов М. В. Ломоносова.
Д. И. Менделеев — ученый с мировыми заслугами.
Д. И. Менделеев — организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.
Д. И. Менделеев — исследователь воздухоплавания.
10. Д. И. Менделеев — создатель бездымного пороха.
11 Друзья и коллеги Д. И. Менделеева в сфере науки, техники и культуры.
Международные контакты и признание заслуг Д. И. Менделеева.
Увлечения Д. И. Менделеева.
Именем Д. И. Менделеева названы...
Александр Михайлович Бутлеров — замечательный русский химик.
Химия общая и неорганическая. 10 - 11 классы. Химия для всех - ХХI: Решение задач. Самоучитель
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (3) /2006 г./ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (2) /2005 г. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы: 1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами; 3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов; 4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов. Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач.