характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Даты проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
Тема1.Общая характеристика химических элементов и химических реакций.(10ч) |
-
| Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | | | П. 1 |
-
| Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды Л/о №1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств | | | П.2 |
-
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Л/о №2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева | | | П.3 |
-
| Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления | | | |
-
| Химическая организация природы | | | П.4 |
-
| Классификация химических реакций по различным основаниям Л/о №3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). | | | П.5 стр.30-32 |
-
| Понятие о скорости химической реакции Л/о №4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. Л/о №5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. Л/о №6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Л/о №7. Моделирование «кипящего слоя». Л/о № 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. | | | П.5 стр.32-38 |
-
| Катализаторы и катализ Л/о № 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) . Л/о №10.Обнаружение каталазы в пищевых продуктах. Л/о №11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином. | | | П.6 |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» | | | П.1-6 |
-
| Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» | | | |
Тема №2. Металлы (16 часов) |
-
| Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение их атомов. | | | П.7-8 |
-
| Физические свойства металлов Сплавы | | | П.9-10 |
-
| Химические свойства металлов | | | П.11 |
-
| Химические свойства металлов Л/р№12.Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами | | | П.11 |
-
| Металлы в природе, общие способы получения металлов. Л/р №13.Ознакомление с рудами железа | | | П.12 |
-
| Коррозия металлов | | | П.13 |
-
| Щелочные металлы | | | П.14 стр.86-89 |
-
| Соединения щелочных металлов Л/р №14.Окрашивание пламени солями щелочных металлов. | | | П.14 стр.90-94 |
-
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы | | | П.15 стр.96-98 |
-
| Соединения щелочноземельных металлов Л/р№15.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. | | | П.15 стр. 99-105 |
-
| Алюминий | | | П.16 стр.107-109 |
-
| Соединения алюминия Л/р№16.Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. | | | П.16 стр.111-114 |
-
| Железо, его строение, физические и химические свойства Л/р№17.Взаимодействие железа с соляной кислотой. | | | П.17 стр.116-119 |
-
| Генетические ряды железа (II) и железа (III), важнейшие соли железа Л/р№18.Получение гидроксидов железа (ΙΙ) и (ΙΙΙ) и изучение их свойств. | | | П.17 стр.119-122 |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | | | П.7-17 |
-
| Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | | | |
Тема №3. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 часа) |
-
| Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов» | | | Отчет о проделанной работе |
-
| Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов» | | | Отчет о проделанной работе |
-
| Практическая работа №3. «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов» | | | Отчет о проделанной работе |
Тема №4. Неметаллы (25 часов) |
-
| Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. | | | П.18 |
-
| Водород Л/р№19.Получение и распознавание водорода. | | | П.19 |
-
| Вода Л/р№20.Исследование поверхностного натяжения воды. Л/р№21.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. Л/р№22.Гидратация обезвоженного сульфата меди (ΙΙ). Л/р№23.Изготовление гипсового отпечатка. Л/р№24.Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. Л/р№25.Ознакомление с составом минеральной воды. | | | П.20 |
-
| Галогены | | | П.21 |
-
| Соединения галогенов Л/р№26.Качественная реакция на галогенид-ионы. | | | П.22 |
-
| Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов. | | | П.24 |
-
| Кислород Л/р№27.Получение и распознавание кислорода. | | | П.25 |
-
| Сера и её соединения Л/р№28.Горение серы на воздухе и в кислороде. | | | П.26-27 стр.195-196 |
-
| Серная кислота и её свойства Л/р№29.Свойства разбавленной серной кислоты. | | | П.27 стр.197-203 |
-
| Решение задач и упражнений. | | | П.27 зад.7 |
-
| Азот | | | П.28 |
-
| Аммиак Л/р№30.Изучение свойств аммиака. | | | П.29 |
-
| Соли аммония Л/р№31. Распознавание солей аммония. | | | П.30 |
-
| Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли Л/р№32.Свойства разбавленной азотной кислоты | | | П.31 |
-
| Окислительные свойства азотной кислоты Л/р№33.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | | | П.31 стр. 222-224 |
-
| Фосфор и его соединения Л/р№34.Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Л/р№35.Распознавание фосфатов. | | | П.32 |
-
| Решение задач и упражнений | | | П.32 зад.6 |
-
| Углерод Л/р№36.Горение угля в кислороде. | | | П.33 |
-
| Кислородные соединения углерода Л/р№37.Получение угольной кислоты и изучение её свойств. Л/р№38.Переход карбонатов в гидрокарбонаты. Л/р№39.Разложение гидрокарбоната натрия | | | П.34 стр.232-238 |
-
| Углерод – основа всей живой природы. | | | П.34 стр.238-240 |
-
| Кремний и его соединения Л/р№40.Получение кремниевой кислоты и изучение её свойств. | | | П.35 стр.249-254 |
-
| Силикатная промышленность | | | П.35 стр.255-257 |
-
| Решение задач и упражнений. | | | П.35 зад. 3 |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | | | П. 18-35 |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | | | |
Тема №5. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3 часа) |
-
| Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | | | |
-
| Практическая работа №5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода» | | | |
-
| Практическая работа №6. «Получение, собирание и распознавание газов» | | | |
Тема №6. Органические соединения (11часов) |
-
| Предмет органической химии. Строение атома углерода | | | |
-
| Предельные углеводороды – метан и этан Л/р№41.Изготовление моделей молекул углеводородов | | | |
-
| Непредельные углеводороды – этилен | | | |
-
| Непредельные углеводороды - ацетилен | | | |
-
| Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин Л/р№42.Свойства глицерина | | | |
-
| Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты | | | |
-
| Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах Жиры | | | |
-
| Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации | | | |
-
| Понятие об углеводах Л/р№43.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(ΙΙ) без нагревания и при нагревании Л/р№44.Взаимодействие крахмала с иодом | | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения» (35 минут) | | | |
-
| Итоговый урок | | | |