kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по химии  Габриеляна О. С.,  адресована обучающимся 9 класса. В учебном плане образовательной организации  на изучение предмета «Химия» выделено 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).  В связи с тем, что обучающиеся 9 классов заканчивают учебный год 25 мая, на темы «Периодический закон  и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории о строении атома» и «Классификация и свойства неорганических веществ» вместо двух часов выделено по одному часу. Программа разработана на 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса»

МБОУ «Супоневская СОШ № 1

им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина»




РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы

учителей естествоведческого

цикла

_______________ ____________________ ______________

Чувина Н. И. Изотова О. В. Ковалева С. С.

«___» ___________20___ г. «___»__________20__г. «__»__________20___г.

Приказ № ______

 





 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Химия»











Класс: 9




Учебный год: 2021-2022

Программу разработал:

учитель химии и биологии Сахарова Анна Сергеевна











Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по химии Габриеляна О. С.

Программа адресована обучающимся 9 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина», которые осваивают курс химии на уровне основного общего образования.

Химия как учебный предмет входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2021-2022 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8-9 кл. Методическое пособие / О.С. Габриелян, А. В. Купцова. – М.: Дрофа, 2014.

  2. Учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2021-2022 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Химия» выделено 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). В связи с тем, что обучающиеся 9 классов заканчивают учебный год 25 мая, на темы «Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории о строении атома» и «Классификация и свойства неорганических веществ» вместо двух часов выделено по одному часу. Программа разработана на 68 часов.

Срок реализации данной программы - 1 год.

Цели обучения химии

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


В области предметных результатов:


Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • получать, собирать и распознавать кислород, водород, углекислый газ и аммиак;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • доказывать опытным путем амфотерность некоторых оксидов и гидроксидов;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • устанавливать различия гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование этих различий примерами промышленных способов получения металлов;

  • описывать процессы, происходящие при коррозии металлов и называть способы защиты от неё;

  • давать общую характеристику элементов I, II, VIIА-групп, а также водорода, кислорода, азота серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение физические и химические свойства, применение);

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выполнять расчеты по уравнениям химических реакций.


грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.





В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов


Вид работы

Количество

Практические работы

5 (отметочные)

Контрольные работы

2

Проекты

1

Итоговая контрольная работа

1



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.


Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование строения Периодической системы Д. И. Менделеева. 3. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом. 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты при различной температуре. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Демонстрации. Модели атомов элементов 1-3-го периодов. Модель строения земного шара в поперечном разрезе. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Ингибирование.


Тема 2. Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Металлы в природе. Общие способы их получения. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щёлочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щёлочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Строение атома, физические и химические свойства алюминия как простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Строение атома, физические и химические свойства железа как простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы сплавов. Взаимодействие металлов с неметаллами. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия, магния с кислородом. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 16. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 17. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 18. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 2. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений

1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов (2 ч).

Тема 3. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл»- «неметалл». Общие химические свойства неметаллов.

Положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, её получение и применение.

Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Основные соединения галогенов: галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот.

Строение атома и аллотропия кислорода; свойства и применение его аллотропных модификаций.

Строение атома и аллотропия серы; свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение. Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Серная кислота как окислитель. Производство серной кислоты и её применение.

Строение атома и молекулы азота; свойства азота как простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота как электролит, ее свойства и применение. Азотная кислота как окислитель. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Строение атома и аллотропия фосфора, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Строение атома и аллотропия углерода, свойства его модификаций и их применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Жёсткость воды и способы её устранения.

Строение атома кремния; кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Стекло, цемент, керамика.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 19. Получение и распознавание водорода. 20. Исследование поверхностного натяжения воды. 21. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 22. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 23. Изготовление гипсового отпечатка. 24. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 25. Ознакомление с составом минеральной воды. 26. Качественная реакция на галогенид-ионы. 27. Получение и распознавание кислорода. 28. Горение серы на воздухе и в кислороде. 29. Свойства разбавленной серной кислоты. 30. Изучение свойств аммиака. 31. Распознавание солей аммония. 32. Свойства разбавленной азотной кислоты. 33. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 34. Горение фосфора на воздухе и кислороде. 35. Распознавание фосфатов. 36. Горение угля в кислороде. 37. Получение угольной кислоты и изучение её свойств. 38. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 39. Разложение гидрокарбоната натрия. 40. Получение кремниевой кислоты и изучение её свойств.

Тема 4. Практикум №2. Свойства соединений неметаллов

3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.


Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

10

2

Металлы

15

3

Практикум 1. Свойства металлов и их соединений

2

4

Неметаллы

32

5

Практикум 2. Свойства соединений неметаллов

3

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации

8


Итого

70

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изменения в программе: В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. На тему «Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева» вместо двух часов выделен 1 час. Освободившийся час пойдет на проведение повторения за курс химии 8 класса. Практика показывает, что за лето учащиеся теряют навыки составления названий и формул веществ.

  2. Тема «Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома» перенесена с четвертого урока на второй, так как ее нужно рассматривать до темы «Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева», иначе нарушена логика изложения материала.

  3. Темы «Химическая организация живой и неживой природы» и «Классификация химических реакций по различным основаниям» объединены, поскольку их изучение не вызывает особых затруднений. Освободившийся час пойдет на тему «Понятие о скорости химической реакции».

  4. Резервные часы (6 ч.) распределены следующим образом:

а) 1 ч в тему 2 «Металлы» (1 ч – дополнительно для изучения «Железо и его соединения»);

б) 5 ч в тему 3 «Неметаллы» (1 ч выделен на защиту проектов, 1 ч – дополнительно на изучение темы «Серная кислота как электролит и её соли», 1 ч – дополнительно на изучение темы «Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты», 1 ч – дополнительно на изучение темы «Азотная кислота как окислитель, её получение», 1 ч – дополнительно на изучение темы «Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях»).

  1. Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» не проводится, так как в это время запланирована итоговая контрольная работа.

  2. Тренинг – тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии перенесен из темы 4 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации» в тему 3 «Неметаллы».


п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата план


Дата факт


Примечание

ДЗ


Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций - 10 ч






1

Инструктаж по ТБ.

Повторение за курс химии 8 класса.

1

3.09


Повторить определения, формулы кислот и кислотных остатков. Задания на составление формул и названий веществ.

2

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.


1

6.09



§ 3, с 22-23 № 3,9,11 (устно), № 5,7 (письменно).

3

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

1

10.09




§ 1, с 8 №1 письменно.


4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

13.09



§ 2, с 13 № 3.


5

Химическая организация живой и неживой природы. Классификация химических реакций по различным основаниям.

1

17.09



§ 38 с 279, с 283-284 № 1-10 письменно.

6-7

Понятие о скорости химической реакции.

1+1

20.09






§ 5, с 38-39 № 1,4,6,7 устно.

24.09



§ 5, с 38-39 № 8 письменно.

8

Катализаторы.

1

27.09



§ 6, с 45 № 1,2 устно.


9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».


1

1.10



§ 1-6, 38 повторить, подготовиться к КР.


10

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

1

4.10


К.Р. № 1

Анализ ошибок


Тема 2. Металлы 14 ч + 1 ч (из резерва) = 15 ч






11

Положение элементов - металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы.

1

8.10



§ 8,9,10, с 69 № 2,4 письменно.


12

Химические свойства металлов.

1

11.10



§ 11, с 73 № 3 письменно


13

Металлы в природе. Общие способы их получения.

1

15.10



§ 12, с 80 № 4,6 письменно.


14

Понятие о коррозии металлов.

1

18.10



§ 13, с 86 № 3,5,6 устно.

15-16

Общая характеристика элементов IА группы. Соединения щелочных металлов.

2

22.10

25.10



§ 14 до с 90, с 95 № 2 письменно.

§ 14 дочитать, с 94 № 1а письменно.


17-18

Щёлочноземельные металлы. Соединения щёлочноземельных металлов.

2

8.11

12.11



§ 15 до с 99, составить устный рассказ об изучаемых металлах по плану в тетради.

§ 15 дочитать, с 107 № 5 письменно.


19-20

Алюминий и его соединения.

2


15.11

19.11



§ 16 до с 111 с 115 № 1 устно, №7 письменно.


§ 16 дочитать, с 115 № 6 письменно.


21-23

Железо и его соединения.

2+1

22.11

26. 11

29.11



§ 17 до с 119,с 125 № 5,6 письменно.


§ 17 дочитать, с 124 № 4.


§ 17, задача в тетради.


24

Обобщение знаний по теме «Металлы».

1

3.12



§ 8- 17 повторить, подготовиться к КР.


25

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».

1

6.12


К.Р. № 2

Анализ ошибок


Практикум 1. «Свойства металлов и их соединений» 2 ч






26

Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов».

1

10.12



П.Р. № 1

Письменный отчет

27

Практическая работа № 2. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов».

1

13.12



П.Р. № 2

Письменный отчет


Тема 3. Неметаллы 25 ч + 5 ч (из резерва) + 2 ч (из темы 4) = 32 ч






28

Общая характеристика неметаллов.

1

17.12



§ 18, с 135 № 4 письменно.

29

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

1

20.12




Выучить конспект, задача в тетради.

30

Водород.

1

24.12



§ 19, с 142 № 4.


31

Вода.

1

27.12



§ 20, 21, с 152 № 1-4 устно, № 7 письменно.

32

Галогены.

1

10.01



§ 22, с 166 № 5 письменно.


33

Соединения галогенов.

1

14.01



§23,24, с 173 № 4 письменно.

34

Кислород.

1

17. 01



§ 25, задача в тетради.


35

Сера, её физические и химические свойства.

1

21.01



§ 26, задача в тетради.


36

Соединения серы.

1

24.01



§ 27 до с 197, с 204 № 2 письменно.

37-38

Серная кислота как электролит и её соли.

1+1

28.01

31.01



§ 27 197- 199, задание в тетради.


§ 27 с 197-199, задача в тетради.


39-40

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

1+1

4.02

11.02



§ 27 с 199-203, задача в тетради.


§ 27 с 199-203, с 204 № 4 письменно.


41

Защита проектов

+1

14.02


Проект № 1

Рекомен-дации


42-43

Тренинг – тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

+2

18.02


Тренинг – тестирование

Анализ ошибок


44

Азот и его свойства.

1

21.02



§ 28, с 209 № 2 письменно.


45-46

Аммиак и его свойства. Соли аммония.

2

25.02

28.02



§ 29, с 215 № 1-4 устно, задача в тетради.

§ 30, с 219 № 4.


47

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, её применение.

1

4.03




§ 31 с 220, задача в тетради.

48-49

Азотная кислота как окислитель, её получение.

1+1

9.03

11.03



§ 31 с 221-224, сделать памятку «свойства азотной кислоты».

§ 31 с 221-224 повторить, с 225 № 6.

50-51

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

1+1

14.03

18.03



§ 32 с 225-227, с 232 № 7 устно, № 3,4 письменно.

§ 32 с 227-230, с 231 № 2.

52

Углерод.

1

21.03



§ 33, с 241 № 1,3,4 устно, № 6 письменно.

53

Оксиды углерода.

1

1.04



§ 34 с 242-243, заполнить таблицу «сравнительная характеристика оксидов углерода».

54

Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды и способы её устранения.

1

4.04



§ 34 с 244-247, с 249 № 5,7 письменно.

55

Кремний.

1

8.04



§ 35 до с 255, с 258 № 3 письменно

56

Соединения кремния.

1

11.04



§35 с 255-257, с 258 № 4б

57

Силикатная промышленность.

1

15.04



§ 18-35 повторить

58

Обобщение по теме «Неметаллы».

1

18.04



§ 18-35 повторить

59

Итоговая контрольная работа.

1

22.04


ИКР

Анализ ошибок


Практикум 2. «Свойства соединений неметаллов» 3 ч.






60

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

1

25.04


П.Р. № 3

Письменный отчет

61

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

1

29.04



П.Р. № 4

Письменный отчет

62

Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание газов.

1

4.05


П.Р. № 5

Письменный отчет


Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации 10 ч – 2 ч = 8 ч.





63-64

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории о строении атома.

2-1

6.05




§


65

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1

11.05




§

66

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций.

1

13.05



§ 38

67

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакции.

1

16.05



§ 39

68

Окислительно-восстановительные реакции.

1

20.05



§ 40

69-70

Классификация и свойства неорганических веществ.

2-1

23.05



§ 41,42


ИТОГО

68















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по химии для 9 класса

Автор: Сахарова Анна Сергеевна

Дата: 02.04.2022

Номер свидетельства: 604012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «ХИМИЯ»   Вводный курс. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-vvodnyi-kurs-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131313"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416136774"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по учебному предмету «ХИМИЯ», 9 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125682"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «ХИМИЯ», 10 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131244"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125932"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ХИМИЯ», 11 класс   ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "131246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416126662"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "ХИМИЯ 7 КЛАСС ФГОС"
    ["seo_title"] => string(20) "khimiia-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "274475"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452411487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства